Сочинения, связанные с религиозной тематикой, занимают в творческом наследии Бетховена незначительное место. Им созданы лишь три произведения на евангелистский текст: оратория “Христос на Масличной горе” (1803), предназначенная для концертного исполнения, Месса до мажор (1807) и одно из последних, оконченное в 1823 году, — Торжественная месса ре мажор. Месса до мажор, по сравнению с Торжественной мессой, малоизвестна, редко исполняема, но не менее значительна. Она написана в период расцвета творчества Бетховена (в так называемый “центральный” период — 1802—1812 годы), в Вене, весной 1807 года.
К моменту создания мессы Бетховен был уже автором знаменитой Третьей Героической симфонии, Аппассионаты, Патетической и Крейцеровой сонат, 3-х фортепианных концертов, ряда струнных квартетов и других замечательных произведений. Месса до мажор создавалась в непосредственной близости с Пятой симфонией, увертюрой к трагедии Коллина “Кориолан”, 3-й по счету редакцией оперы “Фиделио”.
Месса до мажор написана Бетховеном по заказу Николая Эстергази. С семейством богатого венского магната Бетховен познакомился через своего знаменитого современника — Иосифа Гайдна, который в течение 30 лет служил придворным композитором у Антона Эстергази. Сын старого Эстергази, Николай, был, как и его отец, страстным поклонником церковной музыки.
|
Месса была впервые исполнена 13 сентября 1807 года в замке Эстергази, в Эйзенштадте, под управлением самого Бетховена. По отзывам современников, Месса не понравилась Николаю Эстергази, и, видимо поэтому Бетховен нарушил сложившуюся традицию посвящения произведения заказчику. Однако, судя по письмам Бетховена того периода, композитор высоко ценил свое произведение и настаивал на его вторичном исполнении.
22 декабря 1808 года в Императорском Венском театре “Ан дер Вин” состоялась “бенефисная академия” Бетховена, в которой наряду с Пятой и Шестой симфониями, Четвертым фортепианным концертом, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра прозвучала вторая часть до мажорной Мессы. Концерт прошел без успеха, особенно неудачным было исполнение “Sanctus” из мессы, что произвело на Бетховена удручающее впечатление
Тем не менее Бетховен продолжал верить в успех своего произведения, страстно желая сделать свою мессу широким достоянием публики. Полемизируя в своей переписке с известным музыкальным издателем Гертелем, который не желал издавать партитуру мессы ссылаясь на падение спроса на произведения церковного жанра, Бетховен настаивал на том, что жанр мессы должен обрести новое рождение на концертной эстраде. В 1812 году он добился не только напечатания |
партитуры в издательстве “Брейткопф и Гертель”, но и перевода латинского текста мессы на немецкий язык. Сам факт перевода латинского текста на немецкий уже говорит о том значении, какое Бетховен придавал поэтическому содержанию своего сочинения. Никогда не изменяя идеям французской революции, стремясь воплотить в своих произведениях дух героической борьбы за идеалы человечности и истинной свободы, Бетховен и в традиционном тексте католической молитвы старался подчеркнуть только те мысли, которые всегда были ему близки и дороги как человеку и художнику. Отсюда содержание Мессы — это идея равенства, идея всеобщей гармонии и мира между людьми, страдания человечества на пути к достижению этих идеалов. Эти идеи сочетались у Бетховена с его глубоко индивидуальными религиозными воззрениями. Идея бога, обращение к которому нашло отражение в его сочинении, отождествляется у Бетховена с идеей добра и глубокого сострадания к человеческому горю, с любовью к людям, с милосердием.
Но, утверждая идею добра, Бетховен одновременно требует от человека и активного вмешательства в жизнь, борьбы с окружающим его злом. Композитор говорил о своем сочинении, что оно проникнуто бодростью, светом, верой в добро.
Все это сближает Мессу Бетховена с его симфоническими произведениями и героико-трагической оперой “Фиделио”.
|