"> Вилла-Лобос

Э. ВИЛЛА-ЛОБОС
(1887-1959)

1 сторона
БРАЗИЛЬСКАЯ БАХИАНА № 2
1. Прелюдия. Песня крестьянина
2. Ария. Песня о земле
3. Танец. Воспоминание о пустыне
4. Токката. Маленький кортеж бразильских крестьян

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР СССР
Дирижер - ВЛАДИМИР БАХАРЕВ

ШОРОС № 4 ДЛЯ ТРЕХ ВАЛТОРН И ТРОМБОНА

ВИТАЛИЙ БУЯНОВСКИЙ, ПАВЕЛ ЕВСТИГНЕЕВ
АНАТОЛИЙ СУХОРУКОВ, ВИКТОР ВЕНГЛОВСКИЙ

2 сторона
ПРЕЛЮДИЯ ИЗ БРАЗИЛЬСКОЙ БАХИАНЫ № 1
МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ, виолончель
АНСАМБЛЬ ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ

АРИЯ ИЗ БРАЗИЛЬСКОЙ БАХИАНЫ № 5
ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ, сопрано
МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ, виолончель
АНСАМБЛЬ ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ

ТАНЕЦ СЕМИ НОТ
ЛЕВ ПЕЧОРСКИЙ, фагот
ЛЕНИНГРАДСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР
Художественный руководитель — ЛАЗАРЬ ГОЗМАН

В лице Эйтора Вилла-Лобоса Бразилия дала миру одного из крупнейших и самобытнейших композиторов XX века. Его музыкальный дар проявился очень рано: в шестилетнем возрасте он начал учиться игре на виолончели, затем овладел почти всеми оркестровыми инструментами и еще в юные годы вступил на трудный путь музыкальной деятельности. Ему не удалось пройти систематического курса теории, и как композитор он является самоучкой. Однако громадное дарование помогло ему быстро овладеть профессиональным мастерством и выработать оригинальный стиль, выделяющий этого мастера в ряду современных композиторов. Он ввел в мировую музыкальную культуру новые образы, на редкость яркие и неповторимые. Это отзвуки бразильского фольклора, вдохновившие фантазию талантливого композитора.
Вилла-Лобос близко изучил бразильский фольклор, находясь в составе научной экспедиции, побывавшей в глубинных районах огромной страны. Он записал большое количество мелодий, отлично узнал все особенности их живого звучания, познакомился с искусством народных певцов и музыкантов. Эти впечатления и вдохновили его на удивительно интенсивное творчество: им написано свыше 1300 про-

изведений в различных жанрах, в том числе 5 опер, 6 симфоний, 14 шорос, 9 “Бразильских бахиан” для различных оркестровых и камерных составов, концерт для скрипки и виолончели с оркестром, скрипичный и виолончельный концерты, камерные произведения, много пьес для фортепиано, песни и т. д.
Глубоко своеобразны “Шорос” (“Серенады”) Вилла-Лобоса — небольшие сюиты в народном духе, написанные для разнообразных исполнительских составов. Так, первая из этих пьес предназначена для бразильской гитары, вторая — для флейты и кларнета, третья — для смешанного хора и семи аккомпанирующих инструментов, четвертая — для трех валторн и тромбона, пятая — для фортепиано и т. д. Композитор проявляет здесь неистощимую фанта-зию, мастерство использования тембровых красок и тонкий дар музыкальных характеристик.
Оригинальны также его “Бразильские бахианы”. Не следует искать в них нарочитую стилизацию; они написаны в традициях бразильской музыки, и название “Бахиана” служит лишь выражением чувства глубокого уважения и любви Вилла-Лобоса к гениальному немецкому композитору. “Бахианы” предназначены для различных инструментальных составов, они разнообразны и по своим формам. Но все

они поразительны по богатству и красоте мелодий, все они воплощают жизненные образы родной композитору действительности. Можно привести пример второй “Бразильской бахианы”, состоящей из четырех частей... Это произведение, кстати сказать, любопытно и как образец оркестрового стиля Вилла-Лобоса; партитура написана для струнных, деревянных (пополненных теноровым и баритоновым саксофоном), двух валторн, тромбона, фортепиано, челесты и большого количества ударных, в том числе народных бразильских инструментов. Партии ударных отличаются тщательностью разработки, богатством ритмических и тембровых оттенков (особенно в музыке четвертой части). Оркестровка Вилла-Лобоса колоритна, изобилует интересными сочетаниями и неожиданными инструментальными контрастами...
... Вилла-Лобос был активным деятелем музыкального просвещения: с 1931 года он являлся инспектором музыкального образования в народных школах, а затем организовал школы для подготовки учителей пения. Все это имело важное значение для музыкального просвещения страны.

И. Мартынов

По книге “История зарубежной музыки первой половины XX века”, М., 1963

Hosted by uCoz