В лице Эйтора Вилла-Лобоса Бразилия дала миру одного из крупнейших и самобытнейших композиторов XX века. Его музыкальный дар проявился очень рано: в шестилетнем возрасте он начал учиться игре на виолончели, затем овладел почти всеми оркестровыми инструментами и еще в юные годы вступил на трудный путь музыкальной деятельности. Ему не удалось пройти систематического курса теории, и как композитор он является самоучкой. Однако громадное дарование помогло ему быстро овладеть профессиональным мастерством и выработать оригинальный стиль, выделяющий этого мастера в ряду современных композиторов. Он ввел в мировую музыкальную культуру новые образы, на редкость яркие и неповторимые. Это отзвуки бразильского фольклора, вдохновившие фантазию талантливого композитора.
Вилла-Лобос близко изучил бразильский фольклор, находясь в составе научной экспедиции, побывавшей в глубинных районах огромной страны. Он записал большое количество мелодий, отлично узнал все особенности их живого звучания, познакомился с искусством народных певцов и музыкантов. Эти впечатления и вдохновили его на удивительно интенсивное творчество: им написано свыше 1300 про- |
изведений в различных жанрах, в том числе 5 опер, 6 симфоний, 14 шорос, 9 “Бразильских бахиан” для различных оркестровых и камерных составов, концерт для скрипки и виолончели с оркестром, скрипичный и виолончельный концерты, камерные произведения, много пьес для фортепиано, песни и т. д.
Глубоко своеобразны “Шорос” (“Серенады”) Вилла-Лобоса — небольшие сюиты в народном духе, написанные для разнообразных исполнительских составов. Так, первая из этих пьес предназначена для бразильской гитары, вторая — для флейты и кларнета, третья — для смешанного хора и семи аккомпанирующих инструментов, четвертая — для трех валторн и тромбона, пятая — для фортепиано и т. д. Композитор проявляет здесь неистощимую фанта-зию, мастерство использования тембровых красок и тонкий дар музыкальных характеристик.
Оригинальны также его “Бразильские бахианы”. Не следует искать в них нарочитую стилизацию; они написаны в традициях бразильской музыки, и название “Бахиана” служит лишь выражением чувства глубокого уважения и любви Вилла-Лобоса к гениальному немецкому композитору. “Бахианы” предназначены для различных инструментальных составов, они разнообразны и по своим формам. Но все
|
они поразительны по богатству и красоте мелодий, все они воплощают жизненные образы родной композитору действительности. Можно привести пример второй “Бразильской бахианы”, состоящей из четырех частей... Это произведение, кстати сказать, любопытно и как образец оркестрового стиля Вилла-Лобоса; партитура написана для струнных, деревянных (пополненных теноровым и баритоновым саксофоном), двух валторн, тромбона, фортепиано, челесты и большого количества ударных, в том числе народных бразильских инструментов. Партии ударных отличаются тщательностью разработки, богатством ритмических и тембровых оттенков (особенно в музыке четвертой части). Оркестровка Вилла-Лобоса колоритна, изобилует интересными сочетаниями и неожиданными инструментальными контрастами...
... Вилла-Лобос был активным деятелем музыкального просвещения: с 1931 года он являлся инспектором музыкального образования в народных школах, а затем организовал школы для подготовки учителей пения. Все это имело важное значение для музыкального просвещения страны.
И. Мартынов
По книге “История зарубежной музыки первой половины XX века”, М., 1963 |