"> Брамс
И. БРАМС (1833-1897)
Концерт № 2
для фортепиано с оркестром
си-бемоль мажор, соч. 83


Сторона 1
1. Allegro non troppo - 17.22
2. Allegro appassionato - 9.20

Cторона 2

3. Andante - 13.25
4. Allegretto graziozo - 9.40

СВЯТОСЛАВ РИХТЕР

Парижский
симфонический оркестр
Дирижер
ЛОРИН МААЗЕЛЬ


Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 83 был начат Иоганнесом Брамсом весной 1878 года (после возвращения из Италии), завершен летом 1881 года в Прессбауме близ Вены и впервые исполнен автором и оркестром под управлением Ганса фон Бюлова в Майнингене 27 октября 1881 года. Брамс посвятил это произведение одному из своих первых учителей по фортепиано Эдуарду Марксену.
Второй концерт — одно из прекраснейших творений великого композитора. Богатейший мир образов музыки Брамса, ее неистощимое мелодическое богатство, романтическая приподнятость, сочетающаяся с классической стройностью формы, нашли в нем ярчайшее воплощение. Как и в других брамсовских концертах — Первом фортепианном, скрипичном и двойном для скрипки и виолончели, композитор развивает здесь бетховенские принципы «симфонизированного» концерта, основанного на сложном взаимодействии полностью равноправных партий солистов и оркестра, отличающегося драматической мощью и напряженностью.

Сочиненный двадцать лет спустя после Первого фортепианного концерта ре минор, соч. 15, Второй концерт во многом близок ему по приемам развития, но в то же время отличается от него по общему характеру. Вместо трагической заостренности, господствующей в Первом концерте, во Втором перед слушателем предстает яркая гамма различных образов — торжественных, лирических, драматических, скерцозных, с поразительной органичностью сливающихся в единое целое. «Это произведение, — пишет немецкий музыковед Карл Гейрингер, — исполнено удивительной ровности, эллинистической ясности». Фортепианная партия, необычайно разнообразная по рисунку и совершенная по фактуре, как бы отражает блестящее мастерство Брамса-пианиста. Оркестр, классический по составу, звучит свежо и колоритно, то вступая с солистом в выразительный диалог, то сливаясь с ним в красочных сочетаниях.
Первую часть, Allegro non troppo, как и в других своих концертах, Брамс строит, следуя традициям венских классиков, в сонатной форме с двумя экспозициями — оркестровой и сольной, используя, однако, фортепиано и в начале оркестровой экспозиции — подобно двум последним концертам Бетховена. Главная тема возникает как бы постепенно: напоминающие о «лесной романтике» фразы валторн с колоритными «эхо» солиста сменяются драматичной фортепианной каденцией, приводящей к триумфальному проведению мелодии у мощного tutti.
Побочная партия выделяется образной многоплановостью, особенно в сольной экспозиции. Песенная лирическая тема сменяется страстно-патетической минорной мелодией, завершающейся грандиозной драматической кульминацией.

Драматические краски мелькают и в разработке, рельефно оттеняя ликующую торжественность заключительного раздела.
Нарушая традиционное трехчастное строение, Брамс вводит во Второй концерт своеобразное драматическое скерцо — вторую часть, ре-минорное Allegro appassionato в сонатной форме. Сумрачная, суровая главная тема вызывает в памяти ре-минорное скерцо из ранней брамсовской Серенады № 1 для оркестра ре мажор. Напевная мелодия побочной партии впечатляет своей скорбной экспрессией. Лаконичная напряженная . разработка сменяется контрастным ре-мажорным эпизодом, энергичным и праздничным, пронизанным словно имитирующими колокольный звон упругими мотивами, выразительно подчеркивающим мрачную таинственность начала репризы.
Третья часть, Andante си-бемоль мажор в трехчастной структуре, переносит в сферу светлой и задушевной лирики. Ее основная тема — мажорный вариант мелодии песни Брамса «Глубже все моя дремота» на слова Г. Линга, соч. 105 № 2. Развитая широко и свободно, тема звучит то у теплого и мягкого тембра солирующей виолончели, то растворяется в фигурациях фортепиано, то провозглашается оркестровым tutti. Свежесть модуляций, тонкость инструментовки, изысканность мелодического рисунка придают музыке особую поэтичность и красоту.
Финал Концерта, Allegretto grazioso в рондо-сонатной форме, — эффектный жанровый эпилог. Танцевальная главная тема полна непринужденного изящества, легкости и очарования. Элегическая мелодия побочной партии окрашена характерным венгерским колоритом, живо перекликаясь со многими страницами брамсовских Венгерских танцев.

Музыка финала проникнута безудержным весельем, венчая Концерт ярким и праздничным звучанием.

* * *

Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В 1937 году он переехал в Москву и поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха.
С начала сороковых годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству, непрестанно совершенствуя свое мастерство.
В 1947 году Рихтер блестяще оканчивает консерваторию, уже завоевав популярность выдающегося пианиста с огромным репертуаром. Программы его концертов, проходяших в нашей стране и за рубежом, включают почти все богатство мировой фортепианной музыки. Но особое внимание пианиста привлекают Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Дебюсси, Барток, из русских композиторов — Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев.
Исполнительская деятельность Святослава Рихтера — крупнейшее явление музыкального искусства современности. Артист исключительной эрудиции, глубины, воли, фантазии, он, по словам одной из английских газет, «принадлежит к тому разряду музыкантов, которые пролагают новые пути в развитии искусства».


«МЕЛОДИЯ», 1983
Запись фирмы EMI Records, Великобритания, 1969 г.
Московский опытный завод «Грамзапись»
Зак. 438. Тир. 4 800
Арт. 10-9
Цена 1 руб. 45 коп.