"> Лютневая музыка XVI—XVII веков

Лютневая музыка XVI—XVII веков

ВЛАДИМИР ВАВИЛОВ (лютня)
ВИТАЛИЙ БУЯНОВСКИЙ (валторна, 2), НАДЕЖДА ВАЙНЕР (меццо-сопрано, 3)
МАРК ШАХИН (орган, 3 и 4; клавесин, 9)
ВЛАДИМИР КУРЛИН (гобой, 7), ЛЕВ ПЕРЕПЕЛКИН (флейта, 8 и 10)

Франческо да Милано
СЮИТА ДЛЯ ЛЮТНИ:
КАНЦОНА И ТАНЕЦ

Из народной музыки XIV в.
СПАНДОЛЬЕТТА

Неизвестный автор XVI в.
AVE MARIA

Н. Нигрино
РИЧЕРКАР

Винченцо Галилеи
СЮИТА ДЛЯ ЛЮТНИ:
ПАВАНА И ГАЛЬЯРДА

Ганс Найзидлер
ЧАКОНА

Из английской народной
лютневой музыки XVI в.
ПЕСНЯ "ЗЕЛЕНЫЕ РУКАВА"
И ГАЛЬЯРДА

Старинный французский
народный танец
ТУРДЬОН

Жан Антуан Байф
ПАСТУРЕЛЛФ

Дени Готье
ГАВОТ

Лютня — старинный щипковый музыкальный инструмент, по тембру напоминающий арфу, клавесин, мандолину, гитару. Лютня имеет короткий гриф и отогнутую назад головку, на которой расположены колки для настройки струн. Верхняя дека инструмента украшена резной резона-торной розеткой. Завезенная в середине века сарацинами и маврами на остров Сицилию и в Испанию, лютня в дальнейшем получила широкое распространение по всей Европе. Великий Данте Алигьери в своей “Божественной комедии” говорит о лютне, как о хорошо известном в его время инструменте. Впервые лютня упоминается в “Большом трактате о музыке” среднеазиатского ученого Фараби, относящегося к X веку. Особое значение в музыкальной жизни многих стран .Европы лютня приобрела в эпоху Возрождения (XV— XVI вв). С лютней во многом связано развитие инструмен-тальной музыки и сольного инструментального исполнительства: например, возникновение нотной системы, равномерной темперации строя. Первые клавирные и смычковые инструменты появились позже лютневых и уступали последним в совершенстве. В то время как орган с его могучим голосом упрочился в качестве церковного инструмента, лютня с ее нежным звучанием выполняла роль инструмента светского музицирования. Можно упомянуть, что на лютне играли Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Караваджо. Старинная лютневая музыка представлена именами крупнейших композиторов и исполнителей виртуозов многих стран Европы, среди которых особо значительное место принадлежит Италии.
Винченцо Галилеи (ок. 1520—1591) — отец знаменитого астронома, автор трактатов о музыке, композитор, виртуоз на лютне, участник “Флорентийской Камераты”. Участники “Камераты” сыграли большую роль в возникновении жанра оперы. “Жалоба Уголино” Галилеи на текст Данте из “Божественной комедии” является образцом зарождения в то время гомофонного стиля в музыке. Галилеи был учеником крупнейшего, музыкального ученого, органиста собора Св. Марка в Венеции — Джозеффа Царлино.
Одним из выдающихся лютнистов Италии, прозванным современниками “божественным”, был Франческо да Милано (ок. 1497 — ок. 1543) — композитор, автор фантазий, канцонетт, ричеркаров. Его “Семь книг для лютни” приобрели общеевропейское значение. Франческо да
Милано был придворным лютнистом герцога Гонзаго в Мантуе, с 1530 по 1535 год служил лютнистом у кардинала Медичи во Флоренции, позднее — личным лютнистом папы Павла III.
Среди итальянских композиторов-лютнистов встречаются фамилии и менее известных авторов. К ним относится Н. Нигрино
(XV—XVI вв., даты рождения и смерти не

 

установлены), писавший фантазии, ричеркары, токкаты для лютни, органа-позитива.
Из немецких лютнистов XVI века известны братья Ганс и Мельхиор Найзидлеры, сочинявшие преамбулы, чаконы, различные танцы. Ганс Найзидлер является также автором лютневых табулатур (система записи звуков для лютни), которые были ценным пособием. В
XVIII веке для лютни много писал немецкий композитор Сильвиус Леопольд Вейс (1686—1750). Его пьесы, созданные в форме классических сюит, родственны пьесам И. С. Баха. В Германии лютневая музыка представлена и такими крупнейшими композиторами, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, И. Гайдн и др. Бахом написаны для лютни четыре сюиты, прелюдия до минор, фуга соль минор и прелюдия, фуга и аллегро ми бемоль мажор. У Баха есть также несколько сочинений для лютни или виолончели, лютни или скрипки.
Во Франции в XVI веке светская инструментальная музыка развивалась главным образом как придворная. При королевском дворе выступали лучшие гамбисты, лютнисты, клавесинисты. Исполнение канцон и мотетов также сопровождалось игрой на лютнях и виолах. Один из известных французских лютнистов Жан Антуан Байф (1532— 1589) — композитор, поэт, драматург, основатель Парижской “Академии поэзии и музыки”, автор пьес для лютни, светских песен и других сочинений. В
XVII веке широкую известность приобрели французские лютнисты по фамилии Готье. В сочинениях Дени Готье (ок. 1603—1672) встречается много придворных танцев с характерными для старинной музыки украшениями. Учеником Готье был известный лютнист Жак Галло-младший (1640—1700). Его сборник пьес-портретов для лютни, написанный в форме сюит танцев, представляет большой интерес.
На пластинку записана и английская народная музыка времен королевы Елизаветы: песня “Зеленые рукава” и популярный танец гальярда. Английская лютневая школа
XVI—XVII веков пользовалась большим авторитетом в Европе. Хорошо известны имена выдающегося композитора современника Шекспира Джона Дауленда — виртуоза на лютне, автора ансамблевой музыки, мадригалов, создателя хроматических фантазий для лютни; композитора и лютниста Роберта Джонса, писавшего преимущественно для голоса в сопровождении лютни.
Большое количество лютневой музыки оставили также лютнисты Польши, Венгрии, Чехии и других стран Европы. Эти произведения еще ждут своей расшифровки и исполнителей, которые могли бы воскресить прекрасные образцы старинной музыки для современных слушателей.

В. Вавилов

Hosted by uCoz