II областная конференция

общедоступных библиотек Московской области

«Наследники славы»

28.04.09 г. г. Подольск,

 Московская область

 

 Доклад

директора областной государственной научной библиотеки

им. Н.К. Крупской

 

О.О. Махно

«Историческое значение каждого

 человека измеряется его заслугами Родине, а

 человеческое достоинство – силою его

 патриотизма».

 

                        Н.Г. Чернышевский

 

 

Уважаемые гости, уважаемые коллеги!

Наша II областная конференция «Наследники славы» проходит под знаком Года Молодежи и в преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в Великой отечественной войне.

            Это очень символично, поскольку соединяет в единое целое героическую историю нашей страны и надежды на то, что дальнейшее перспективное развитие России находится в надежных руках молодежи, которая достойна памяти своих героических предков.

            Особенно важно для нас и то, что Подмосковная земля по праву может гордиться своей героической историей, ратными и трудовыми подвигами, высокими достижениями в науке и культуре.

            Имея такое богатое прошлое и яркие современные достижения – долг нашего библиотечного сообщества заключается в том, чтобы создать условия для просвещения и воспитания в молодом поколении чувства гражданственности и патриотизма, любви к своей родине, гордости за ее героическое прошлое и настоящее.

            Исполняя свою миссию, библиотекари Подмосковья стремятся совершенствовать формы и методы современной практики по патриотическому воспитанию, для чего, прежде всего, считают особенно важным тесное взаимодействие с ветеранскими и молодежными организациями, коллегами из школьных библиотек, различными общественными объединениями, способствующими в решении задач патриотического воспитания.

            Поэтому сегодня на конференции присутствуют наши уважаемые ветераны, коллеги - библиотекари и представители общественных организаций, которые вкладывают все свои силы в благородное дело воспитания у подрастающего поколения высоких духовных качеств, ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.

            Отдавая в целом дань уважения нашей молодежи, которая на деле показала, что ей не занимать смелости и решительности, как в защите государственных интересов, так и в решении современных проблем - надо сказать, что сегодня общественность страны и наше библиотечное сообщество весьма озабочены проблемами патриотического воспитания молодежи, потому, что на ряду с достойными примерами мы видим результаты безответственного подхода к формированию исторического знания и разрушительного влияния средств массовой информации на сознание нашего подрастающего поколения.

            Мы понимаем, что молодежь – это объект различных и не всегда благородных политических интересов.

            Молодая энергия и энтузиазм не всегда направляются в нужное русло. Поэтому, учитывая «продвинутость» молодого поколения в вопросах информатизации мы предлагаем сегодня в ходе конференции рассмотреть вопросы повышения эффективности форм и методов работы общедоступных библиотек Московской области по патриотическому воспитанию молодежи.

Опираясь на авторитетное мнение специалистов Росвоенцентра при Правительстве Российской Федерации, следует сформулировать понятие ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это систематическая и целенаправленная работа деятельность государственной власти, соответствующих социальных институтов, общественных объединений и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите своей родины.

Это сложная система социально-педагогической деятельности связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа.

Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня.

В работе библиотек по патриотическому воспитанию выделяются следующие направления:

·        военно-патриотическое воспитание,

·        воспитание бережного отношения к историческому наследию,

·        воспитание граждан правового демократического государства, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Надо сказать, что в практике библиотек Московской области по направлению патриотической работы накоплен многолетний опыт.

Патриотическое воспитание охватывает практически все сферы деятельности библиотеки, такие как:

·        изучение и формирование информационных потребностей определенных категорий пользователей;

·        формирование и использование фондов (исторической, художественной, краеведческой и др.) литературы в помощь патриотическому воспитанию;

·        координация деятельности библиотек с другими учреждениями и организациями (школами, учебными заведениями, музеями, военкоматами), заинтересованными в развитии патриотического воспитания;

·        развитие краеведения как составной части историко-патриотического воспитания.

Московская областная государственная научная библиотека им. Крупской объединяет опыт, знания, творчество специалистов библиотечного дела.

Для усиления взаимодействия муниципальных библиотек, учреждений культуры, образовательных учреждений, общественных, ветеранских, молодежных и других организаций в решении задач гражданского и патриотического воспитания и продвижения лучшего опыта библиотек Московского региона, Областная библиотека проводит межрегиональные и областные конференции, такие как «Историко-патриотическое воспитание в XXI веке»(2007г.). И нынешняя - «Наследники славы», которая выходит на новый уровень, поставив перед собой задачу, не только обсуждения проблем методологии и практики работы библиотек по патриотическому воспитанию молодежи, но и выработку критериев эффективности работы библиотек Подмосковья.

Обобщению инновационного опыта работы по патриотическому воспитанию в библиотеках Московской области способствуют конкурсы, например, прошедший в прошлом году (2008г.) краеведческий смотр-конкурс «Три века вместе», направленный на изучение и обобщение лучшего опыта краеведческой работы библиотек, изучения культурно-исторического потенциала Московской области, продвижения и распространения и популяризации культуры и истории городов, поселков и сел.

Одной из самых распространенных форм методической работы является издательская деятельность.

Хотелось бы остановить особое внимание на формах библиотечной работы, используемых в патриотическом воспитании молодежи общедоступными библиотеками Московской области.

Это посиделки, чтения, уроки, ринги, часы, вечера-диалоги, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, День открытых дверей, устный журнал («Во славу Отечества» - Бобковская сельская библиотека), театрализованное представление, выставка-диалолг «Утраченные памятники прошлого» - Пушкинский район.

·        беседы;

·        встречи с ветеранами, вечера;

·        Дни Памяти;

·        литературно-музыкальные композиции;

·        уроки мужества (урок-размышление);

·        заседания клубов, кружки громкого чтения;

·        конкурсы («Моя родословная»);

·        спектакли;

·        выставки;

·        фестивали и форумы;

·        научные студенческие конференции и симпозиумы;

·        социологические исследования, такие например, как «Литература о Великой Отечественной войне в круге чтения современной молодежи»;

·        мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации, радиоэфиры, Интернет-эфиры и видеомосты) и др.

Диалоговые формы массовой работы: обсуждение книг, беседа, диспут, читательская конференция, пресс-конференция, круглый стол, вечер-диалог, вечер встреч, вечер-портрет и др.

Рекламно-информационные формы массовой работы: литературно-музыкальный вечер, премьера книги, встреча с актуальной книгой, устный журнал, библиографический обзор, книжная выставка, день информации, день специалиста, бенефис читателя, бенефис библиотеки и др.

Игровые формы массовой работы: конкурсы, викторины, турниры, литературные и экологические игры, литературный суд, пресс-бой, книжные аукционы, литературно-музыкальные гостиные.

Разнообразие форм способствует продвижению к читателям информационных ресурсов патриотической тематики, воспитывают уважение к прошлому нашего Отечества и формируют понимание патриотизма как свойства культуры человека.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению мероприятий по патриотическому воспитанию, разнообразию форм их проведения, а главное все чаще разрабатываются целые проекты и программы, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.

Так, например, Центральная районная библиотека (ЦБС Пущино) в 2001 году получила грант Министерства культуры РФ, что вдохновило коллег из г. Пущино в рамках подготовки к 65-летию Победы разработать целевую краеведческую программу на 2005-2010 гг. «Пущиногорье», составной частью которой стал проект «Сердцем к подвигу прикоснись».

Орехово-Зуевская городская централизованная библиотечная система: в целях содействия патриотическому воспитанию в библиотеках были разработаны программы: «Россия», «Память о войне вам книга – наш общий дом», «Дней прошлых гордые следы»; дней прошлых гордые следы», «Поклонимся великим тем годам». В рамках этой программы состоялись книжные выставки «Память о войне вам книга оставляет», прошли часы поэзии «Память священна», вечера памяти «Поклонимся великим тем годам», часы истории « Не забыть мне военные годы». Центральная библиотека выпустила памятки-закладки «История наставница жизни» и «Что вы знаете об Афганской войне?», урок мужества «Родина! Я - солдат твой и сын», посвященный творчеству писателя-земляка.

            Следует отметить, что библиотеки области стали более активно использовать проектные методы в работе, в том числе и по теме патриотического воспитания.

Например, проект Ступинской ЦБС «Ими гордится город.2009». Земля, которой ты частица» цель: возрождение и сохранение духовно-исторических ценностей (Ступинская МУК ЦБС)2008, «Край, в котором мы живем» (Ступинская МУК ЦБС) содержание проектов – это ознакомление молодого поколения с биографиями героев-земляков, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны и воинов интернационалистов.

В особенности успешным является проект - «Наследие: сохранение и пропаганда литературы и других материалов о Дмитровском крае» (Дмитровская ЦБС);

- «Создание и функционирование Центра воспитания и патриотизма в Дмитровском районе на базе центральной районной библиотеки»; (Дмитровская ЦБС);

реализация данных проектов в Дмитровской межпоселенческой библиотеке, в результате, которого отмечается качественно новый уровень информационно-просветительской, издательской, выставочной, экскурсионной, научно-исследовательской деятельности.

            Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой осуществляется эффективная работа по патриотическому воспитанию.

По масштабности мероприятий наибольший интерес представляют корпоративные проекты, способствующие интеграции имеющихся ресурсов по патриотическому воспитанию детей и подростков. Это организация читательских конференций, проведение устных журналов, «говорящих» книжно-иллюстративных выставок.

В ходе подготовки конференции с читателями в «ЦБС Солнечногорского района» и библиотеках Мытищинского района (Цикл мероприятий «Время и память») проводятся уроки мужества, устные журналы, ряд библиографических обзоров и бесед, читательские конференции по отдельным произведениям.

Для более полного раскрытия каждого вопроса конференции используется не только художественная литература, но и документальная, мемуарная, а также местные издания о подвигах героев-земляков. Завершается конференция показом фрагментов из документального фильма и минутой молчания в память о погибших воинах.

 Отдельно хотелось бы выделить такую форму как поисковая работа. Поисковыми группами собран уникальный материал о танкисте, Герое Советского Союза Дмитрии Лавриненко, остановившем фашистов на подступах к Серпухову. Он погиб в боях под Москвой в декабре 1941г.

Интересна такая форма как Составление героических летописей города, района или села на основе неопубликованных документов и воспоминаний местных жителей, участников боевых действий.

Создаются военно-патриотические музеи с подлинными предметами, издаются путеводители по местам сражений (Рогачевская, Костинская, Куликовская библиотеки)

Музеи: большой фотоархив и переданные в библиотеку Наро-Фоминска на вечное хранение военные реликвии: орден Красной Звезды за оборону Ленинграда; макет танка, на котором воевал член Клуба, генерал-майор в отставке, участник победного парада. Уникальный военный дневник 1941г., 19 рукописных, пожелтевших от времени листочков гвардии лейтенанта В. Еськина (датируемых 17 сентября - 12 декабря 1941 г., места боев - Протва и Нара), который писал: «Москва. Столица. Сердце нашей Родины. И Москва не должна стать немецкой... Пишу заявление о приеме в кандидаты партии. Ведь завтра бой...».

Проводится исследовательская работа в рамках подготовки «Книги памяти» в таких библиотеках как ЦБС Щелково, Пущино.

Следует отметить работу по истории своей малой родины «Гордиться славою предков…» МУК «Красногорская ЦБС» и такие работы как «300-летию Московской губернии посвящается» - Петрово – Дальневский филиал МУК «Красногорская ЦБС»

«Три века вместе» по истории края – Нахабинский городской филиал МУК «Красногорская ЦБС», «Акатьево в воспоминаниях старожилов» МУК «Акатьевсая сельская библиотека» сельского поселения Акатьево Коломенского муниципального района, «Да ведают потомки наши губернии родной минувшую судьбу» (Лыткарино), Поиск и изучение документов по истории населенных мест Дмитровского района.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой классической библиотечной форме работы как выставки.

При оформлении книжно-иллюстративной выставки кроме обычных иллюстративных материалов в практике библиотек используются: карты боевых действий, схемы, фотографии (или их фотокопии), которые дополняются предметами материальной культуры, атрибутикой военного времени. Выставочный материал принято сочетать с проведением вечеров, викторин, историко-краеведческих турниров, заседаний литературных клубов. Эмоциональное воздействие выставок, дополняемое рассказами художников, поэтов, очевидцев каких-либо событий, музыкальным сопровождением, видеосюжетами имеет хороший воспитательный результат. Интересен пример Дмитровской библиотеки, которая представляет «говорящие» книжно-иллюстративные выставки. Материал для этой выставки записывается на аудиокассету, и желающие могут его прослушать с помощью наушников, а также взять аудиокассету домой.

Тематическая картотека – еще один классический пример, который, к сожалению, не достаточно используется в практике работы библиотек Московской области.

В качестве положительного примера хотелось бы привести «ЦБС Солнечногорского района», в которой создана тематическая картотека книг и статей из периодических изданий, где собраны материалы о земляках-героях и ветеранах, сражавшихся в боях и трудившихся в тылу. Такая картотека, дополненная фактическими и статистическими данными, поможет читателям, лекторам и преподавателям истории.

Необходимо в особенности подчеркнуть значение работы читательских клубов в патриотическом воспитании:

Читательские клубы осуществляют свою деятельность при объединении усилий вовлеченных в воспитательную и образовательную работу организаций, учреждений, социальных институтов.

 Примеры – клуб «Ветеран» в Центральной библиотеке города Пущино, члены которого - ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, вдовы ветеранов, ветераны труда. Или Клуб «Берегиня», который оформляет в библиотеке не менее уникальные выставки «Из семейного альбома»: связь поколений, сохранение и возрождение духовных традиций (Пущино).

Встречи

Всегда актуальны и очень трогательны встречи. Очень важны встречи молодежи с ветеранами участниками Великой Отечественной войны и вдовами погибших участников, тружениками тыла. Формат встреч может быть весьма разнообразным – это и воспоминания, и чтение стихов, вечер песен военных лет, литературно-музыкальные вечера.

Цикл викторин:

Особая роль в рамках патриотического воспитания отводится занятиям с младшими и старшими школьниками в форме викторин, открытых уроков в библиотеке, турниров.

Конкурсы : «Моя родословная».

В рамках патриотического воспитания активно развивается издательская деятельность: библиографические указатели, сборники, буклеты по памятным датам и местам, закладки т.д.

К числу наиболее интересных примеров можно отнести «Красногорская земля: история и современность» МУК «Красногорская ЦБС».

 Вышли сборники «Монументы мужества и славы», «Герои земли Дмитровской» (Дмитровская ЦБС), завоевавшие 1 место в областном конкурсе, воспоминания ветеранов «Книга потомкам» (Пущино).

ЦБС Солнечногорского района» разработаны методические материалы, с помощью которых можно расширить тематику мероприятий с учетом интересов различных читательских групп. Подобрать необходимые издания поможет рекомендательный список литературы «Огненная дуга», расположенный в алфавитном порядке.

Методическая деятельность библиотек по обеспечению патриотического воспитания складывается из типичных для библиотек направлений работы: издательская деятельность и повышение квалификации. Обобщая накопленный опыт, методические рекомендации, в них содержатся рекомендации по организации мероприятий патриотической направленности, занятий и творческих уроков с учащимися разных классов, материалы по организации выставок, конкурсов, литературных викторин и игр.

 

Отдельно хотелось бы сказать о мультимедийных ресурсах, способствующих улучшению информационного обслуживания и совершенствованию форм и методов патриотического воспитания детей и подростков.

- «Этот город былинный прошел сквозь века: деятельность Центра воспитания гражданственности и патриотизма при центральной районной библиотеке к 850-летию города Дмитрова» (Дмитровская ЦБС);

- «Возрождение и сохранение историко-культурного наследия Дмитровского края» (Дмитровская ЦБС).

аудио- и видеодокументы, рукописные документы и поэтические сборники, созданные в библиотеке;

Электронное иллюстрированное издание по краеведению: «Ступино», «Белопесоцкий монастырь» (Ступинская МУК ЦБС)

- создали персональную краеведческую электронную базу данных «Солдаты Победы: ветераны войны - жители города» (Пущино).

Еще одним направлением патриотической работы является правовое просвещение населения. В этих рамках проводятся мероприятия по истории российской и областной символики, осуществляется предоставление правовой информации. предлагаются энциклопедии, словари, справочники, комментирующая литература, электронные справочники, правовые порталы в Интернете. Памятки и закладки: «Символы России: герб, гимн, флаг» и т.д.

В библиотеках создаются программы и проекты по толерантности как одной из базовых ценностей гражданского общества, цель которых - через книгу способствовать утверждению в местном сообществе гражданского мира и согласия, развитию диалога, гражданского участия, сближения, сотрудничества в сфере литературного, культурного общения.

            Конечно же, надо особенно выделить такую форму методической работы по патриотическому воспитанию, как Социологические исследования, проводимые Дмитровской центральной районной библиотекой, в том числе Центром краеведения «Читатели-дмитровчане - о родном городе», «Твои размышления о войне», «Что ты знаешь о маршале Г.К.Жукове?», показывают устойчивый, динамичный интерес дмитровчан, особенно молодежи, к истории своего края, они ощущают себя патриотами Дмитрова. В то же время вызывает тревогу тот факт, что к таким понятиям, как «мужество», «героизм», «Отечество», «подвиг» в молодежной среде 40% относятся скептически и равнодушно. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства.

Исследования, проведенные специалистами библиотек, свидетельствуют о том, что книги о Великой Отечественной войне занимают значительное место в чтении детей и подростков, круг их широк и многообразен.

Среди библиотек активно ведущих патриотическую работу можно назвать:

Центральную детскую библиотеку МУК «ЦБС Зарайского муниципального района»

Центральную городскую библиотеку МУ «Централизованная библиотечная система городского округа Климовск»

Куровскую детскую библиотеку МУК «МЦБС» Орехово-Зуевского муниципального района

Свердловскую городскую библиотека МУК «Щелковский РБИЦ»

Городскую детскую библиотеку №1 гдинцово

Городскую детскую библиотеку ДК «Мир» МУ «ЦБС» городского округа Лыткарино

 «Подольскую ЦБС»

Библиотеки Волоколамска, Наро-Фоминска, Серпухова, Чехова…..

Коллективы Домодедовской, Клинской, Луховицкой, Шатурской, Шаховской районных библиотек.

Проблемы методологии и практики работы библиотек по патриотическому воспитанию:

·        анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития;

·        определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

·        научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановка кадров;

·        мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания;

·        своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;

·        научная организация труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

 Для реализации этого направления предусматриваются

- подготовка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;

- разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;

 - разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ;

- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

С точки зрения воспитательной: (мнение общественности и педагогов)

 - недостаточный уровень и качества знаний об истории Отечества;

 - недостаточный объем информации о своей «малой Родине»;

 - недостаточный уровень толерантности в обществе.

С точки зрения профессиональной недостаточно:

- проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического

 воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического

 воспитания;

- подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического

 воспитания;

- проведенных выставок патриотической направленности;

- проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

- проведенных военно-спортивных игр;

- изданных книг патриотической направленности;

 Структуру методов патриотического воспитания можно представить так:

-                     патриотическая пропаганда – это распространение и углубленное разъяснение идей патриотизма и патриотических знаний с целью формирования у граждан определенного мировоззрения;

-                     агитация – это распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность населения с помощью устных выступлений, средств массовой информации. Агитация тесно связана с пропагандой.

-                     информация – это сложное общенаучное понятие, обозначающее обмен сведениями между людьми;

-                     культурно-просветительская работа – это система мероприятий, содействующих воспитанию населения, росту его культурного уровня и развитию творческих способностей. Включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма. Культурно-просветительскую работу ведут клубные учреждения, библиотеки, органы печати, телевидение, радиовещание.

 Из представленной структуры методов патриотического воспитания для библиотек наиболее значимы два последних пункта: информационная и культурно-просветительская работа.

 

Накопленный многолетней работой опыт библиотек поможет выйти на новый уровень, соответствующий важности поставленных государством задач. Особенность историко-патриотического воспитания заключается в её многоаспектности. Она охватывает практически все вопросы библиотечной деятельности:

-          вопросы изучения и формирования информационных потребностей определенных категорий пользователей (студентов и учащихся, преподавателей и учителей, юристов и военнослужащих и т.д.);

-          формирование и использование фондов (исторической, художественной, краеведческой и др.) литературы в помощь патриотическому воспитанию;

-          координация деятельности библиотек разных систем и ведомств с другими учреждениями и организациями (школами, учебными заведениями, музеями, военкоматами), заинтересованными в развитии патриотического воспитания;

-          развитие краеведения как составной части историко-патриотического воспитания;

-          вопросы участия библиотек в развитии педагогических принципов, заложенных в систему историко-патриотического воспитания молодежи и юношества;

-          участие библиотек в сфере патриотических начинаний, военно-мемориальных, культурно-воспитательных и других мероприятий, в том числе таких, как поддержка ветеранов войн, военной службы, правоохранительных органов, молодежных движений и их начинаний, празднование памятных дат военной истории России.

В ходе подготовки к конференции нами был проведен анализ форм патриотической работы на основе планов работы муниципальных библиотек. Мы провели группировку по темам патриотической работы. В результате анализа можно сказать, что:

 библиотеки Московской области в своей работе достаточно внимания уделяют таким темам как (по моему наблюдению - краеведение, день Победы, семейные ценности)

Недостаточно внимания уделяют таким темам как:

- пропаганда государственных символов,

- воспитание уважения к языкам и традициям других народов,

- научные и культурные достижения земляков

- недостаточно еще комплектуются фонды документами соответствующей тематики, в

 особенности документами на электронных носителях, которые особенно востребованы

 молодежь.

- недостаточное использование современных интерактивных средств в работе;

- в основном тематика работы по патриотическому воспитанию сосредоточена на теме ВОВ;

Уходят солдаты, своей кровью и потом добывшие Великую Победу под Москвой, а вместе с ними - живая история и летопись героического сражения, боевой стойкости, мужества и самопожертвования. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков. Сегодня на земле Подмосковья находится более 2 тысяч памятников воинской славы, действует несколько сотен городских, районных и школьных военно-исторических музеев. Благодаря поисковой и исследовательской работе музейные фонды пополняются новыми материалами, отражающими неизвестные ранее или забытые страницы истории Подмосковья.

Мероприятия, определенные указом президента РФ "О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", призваны дать новый толчок оживлению военно-исторической и патриотической работы. И она должна продолжаться и наращиваться по всем направлениям, способствуя сплочению общества, особенно сегодня, когда поменялось геополитическое положение нашей страны и особую роль на сознание молодежи оказывают средства массовой информации.

Таким образом,

 Перед библиотеками области стоят следующие задачи:

 - формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

 - воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- обеспечение организационно-методического функционирования системы патриотического воспитания в библиотеках;

- совершенствовать работу по комплектованию фондов библиотек литературой по вопросам патриотического воспитания;

- активно внедрять интерактивные формы работы по патриотическому воспитанию;

- использовать возможности новых технологий, инициировать создание тематических страниц, рубрик, интервью, циклов передач на радио, телевидении и сети Интернет

по проблемам патриотического воспитания;

- включить в планы работы библиотек широкий спектр мероприятий по празднованию 65-годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне и мероприятия по подготовке празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года;

- усилить работу по пропаганде государственных символов Российской Федерации.

 * * *

            Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня.

 Надеемся, что активная деятельность библиотек по патриотическому воспитанию граждан помогает осмыслению читателями минувшего, способствует формированию исторического самосознания - составной части политической культуры современного человека. В свою очередь, историческое самосознание - фундамент, на котором строится патриотизм.

Hosted by uCoz