"> Бах

«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей, сочинительской карьеры...» — писал Чайковский вскоре после создания своей Пятой симфонии.
Таким произведением явилась гениальная Шестая симфония. Чайковский писал по этому поводу своему племяннику В. Давыдову, что у него явилась мысль написать программную симфонию, «но с такой программой, которая останется для всех загадкой — пусть догадываются...»
Шестая симфония была закончена в августе 1893 года в Клину и впервые исполнена под управлением автора 16 октября в Петербурге, за девять дней до его смерти.
Содержание симфонии, отчетливо выраженное в музыке, однако не осталось загадкой. С величайшей силой реализма Чайковский воплотил в симфонии душевную драму человека, страстно любящего жизнь, но в своих порывах к счастью наталкивающегося на непреодолимые преграды. Именно эта тема — тема страстной тоски по счастью и непримиримости ко всему, что мешает его достижению — составляет идейную основу многих, наиболее значительных произведений Чайковского.
В отличие от них Шестая симфония заканчивается трагическим финалом: умирает герой, гибнут все его стремления и надежды. «Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное грызущее чувство потери всего, чем жил до последней "минуты человек, выражены здесь с силой и пронзительностью потрясающей» — писал известный музыкальный критик В. В. Стасов. Но наряду с отчаянием и грызущим чувством потери, сквозь плач и рыдания музыки финала продолжает звучать также и негодующий голос самой жизни, не идущей ни на какой компромисс со смертью. Поэтому так волнует нас музыка Шестой симфонии. Композитору удалось достичь в этой симфонии необычайной органичности и цельности воплощения идейного замысла. Сам Чайковский ставил Шестую симфонию выше всех других своих сочинений. «Считаю ее, — писал он, — наилучшей и в особенности «наиискреннейшей» изо всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одно из других моих музыкальных чад».
Характер и идейный замысел Шестой симфонии ярко выражены уже в первой части симфонии (Adagio. Allegro non troppo). Начало первой части — медленное сумрачное вступление с восходящим мотивом фагота — сразу вводит слушателя в атмосферу психически напряженного звучания.
Широкая певучая мелодия второй темы — одна из самых вдохновенных в творчестве Чайковского. Ее можно было бы назвать условно «темой счастья», или «мечты о счастье», — так сладостен разлитый в ней покой и упоительны взлеты ее чувства.
Но «счастье» длится недолго, и за лирическим подъемом следует быстрый спад; замирают последние отзвуки темы, воцаряется тишина. Затишье перед бурей...

П. ЧАЙКОВСКИЙ
(1840-1893)

СИМФОНИЯ № 6
си минор, соч. 74
«Патетическая»
1. Adagio. Allegro non troppo
2. Allegro con grazia
3. Allegro molto vivace
4. Finale. Adagio lamentoso

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР СССР
Дирижер Е. СВЕТЛАНОВ
P. TCHAIKOVSKY
(1840—1893)

SYMPHONY No. 6
in B Minor, op. 74
"Pathetique"
1. Adagio. Allegro non troppo
2. Allegro con grazia
3. Allegro molto vivace
4. Finale. Adagio lamentoso

USSR STATE SYMPHONY
ORCHESTRA
Conductor Ye. SVETLANOV


И буря разражается. Точно налетевший шквал один за другим следуют резкие удары всего оркестра (начало разработки).
Вихрем врывается смятенный образ главной темы. Начинается гигантский поединок жизни и смерти. Неумолимо звучит грозная фанфара (нисходящее движение труб) и следующий за ней хорал (три тромбона и туба) на мотив заупокойной молитвы. Душевная драма достигает своего апогея. Звучит потрясающее largamente — трагический диалог струнных и деревянных инструментов с тромбонами и тубой, за которым следует быстрый спад. Как образ дивного виденья вновь появляется вторая лирическая тема (начало фактической репризы), и первая часть симфонии заканчивается скорбно-просветленной кодой.
Вторая часть (Allegro con grazia) — своеобразный лирический вальс, написанный в пятидольном размере. Это, как бы дальнейшее и более полное воплощение того светлого чувства, из столкновения которого с грубой и жестокой действительностью рождается в симфонии ее непримиримый трагический конфликт.
Третья часть (Allegro molto vivace) — монументальное скерцо-марш.
Финал симфонии — скорбное адажио (Adagio lamentoso).
Бросается в глаза родство главной его темы с трагическим образом largamente из первой части.
Как воспоминание о светлых образах в средней части появляется лирическая мелодия с трепетным сопровождением у валторн: безутешное горе уступает место просветленному чувству. Напряженное развитие главной темы завершается цепью хоральных аккордов, исполняемых (как и заупокойная молитва в первой части) тремя тромбонами и тубой.
Последний раздел финала (кода) — безутешное оплакивание угасшей жизни.


"I am quite eager to write some grand symphony to crown my career as a composer...", Tchaikovsky wrote soon after completion of his Fifth Symphony.
And the great Sixth Symphony proved to be his "swan song" indeed. The composer wrote on that score that he had an idea to write a symphony, this time to a programme that would be a riddle to all. "Let them keep guessing...," he joked.
He completed his Sixth Symphony in Klin in August 1893, and it was first performed under his own conducting in St. Petersburg on October 16, nine days before his death.
The content of the symphony, however, never remained a riddle, for it is clearly expressed in its music. With tremendous realism it reflects the spiritual tragedy of a man with a passionate love of life, who in his longing for happiness comes up against insurmountable obstacles. It is this theme of anxious yearning for happiness and of protest against all that stands in the way to it that forms the leading idea of many of his most remarkable works, such as the opera "Queen of Spades", the Fourth and Fifth Symphonies.
As distinct from them, the Sixth Symphony has a tragic finale where the hero dies and all his hopes and aspirations collapse. "Spiritual sufferings, utter desperation, and the dreary, nagging sensation of loss of every hope in life have been expressed with a staggering forcefulness here", the well-known music critic V. Stasov wrote in his time. But the despair and the nagging sensation of loss", however, as well as the heart-breaking mournful music of the finale cannot suppress the indignant voice of Life itself, which bravely defies Death.
Herein lies the secret of the excitement this symphony arouses in all. In this masterpiece the composer has presented his ideas with inimitable skill in retaining their integrity.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
МЕЛОДИЯ
ВСЕСОЮЗНАЯ ФИРМА ГРАМПЛАСТИНОК
СТЕРЕО С01525—26

Tchaikovsky himself rated this symphony above all of his other compositions. "I believe", he wrote, "that this is the best and especially 'the most sincere' of all my works. I love it , as much as I have never loved any of my musical offsprings".
The character and conception of the Sixth Symphony are clearly expressed already in its first movement (Adagio. Allegro non troppo). It begins with a slow, dismal prelude woven round a rising bassoon melody, which from the very start enthralls the audience with its peculiar impression of tension.
The broad and harmonious music of the second theme is such an outpouring of inspiration that can be likened to only a few works in the composer's entire heritage. It may rightly be called a "theme of happiness" or a "theme of happy dreams" for its delightful quietness and entrancing spiritual exaltation.
But this "happiness" is brief, and the lyrical uplift gives way to quick depression with the final accords dying away and followed by dead silence. This calm however is only an ominous portent of hurricane.
And the hurricane breaks out indeed. Like a violent squall, the sharp crashes from the full orchestra come in rapid succession to mark the beginning of a new theme. The perturbed music of the main theme cuts in as a violent blizzard to start the titanic struggle between Life and Death. The inexorable and formidable melody of fanfares (by decreasing sound of trumpets) followed by a choral (with three thrombones and trumpet) sounds as a heart-breaking requiem. The spiritual tragedy reaches its climax. The staggering largamente, a dramatic dialogue of string and wooden instruments with thrombones and a trumpet is followed by a quick depression. The second lyrical theme recurs to convey the marvellous vision and begin the actual reprise, and the first movement is rounded off with a doleful appeasing coda.
The second movement (Allegro con grazia) is a peculiar lyrical waltz written on the pentatonic scale. This is, as it were, a fuller expression of the noble feeling whose collision with harsh and cruel realities gives birth to the irreconcilable tragic conflict of the symphony.
The third movement (Allegro molto vivace) is a monumental scherzo-march.
The finale of the symphony is a mournful adagio (Adagio lamentoso).
There is striking affinity between its principal theme and the tragic theme of largamente in the first movement.
As recollection of the bright images, there emerges in the middle division another lyrical melody with an anxious accompaniment of French horns, where the inconsolable grief gives way to appeasement. The tense development of the main theme is concluded with a sequence of choral accords given, (just as the requiem in the first movement), by three trombones and a tuba.
The last part of the finale (coda) is a bitter lamentation of the passing of life.


© «МЕЛОДИЯ», 1967
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1967 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография АЗГ

Зак. 570-O-3420

Арт. 10-9 Цена 1 руб. 45 коп.
Hosted by uCoz