"> Бах

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
МЕЛОДИЯ
ВСЕСОЮЗНАЯ ФИРМА ГРАМПЛАСТИНОК
СТЕРЕО CM 04255-56

П. ЧАЙКОВСКИЙ
(1840 — 1893)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
си бемоль минор, соч. 23
1. Allegro non troppo e molto maestoso
Allegro con spirito
2. Andanfino semplice 3. Allegro con fuoco
СВЯТОСЛАВ РИХТЕР
ВЕНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Дирижер Герберт Караян
P. TCHAIKOVSKY
(1840 — 1893)
Concerto No. 1 for piano and orchestra
in B-flat Minor, op. 23
I. Allegro non troppo e molto maestoso
Allegro con spirito
II. Andantino semplice III. Allegro con fuoco
SVYATOSLAV RICHTER
VIENNA SYMPHONY ORCHESTRA
Conductor:Herbert von Karajan

Первый концерт для фортепиано с оркестром (си бемоль минор), соч. 23 был написан П. И. Чайковским в конце 1874 — начале 1875 года.
Концерт состоит из трех частей.
В первую часть вводит большое вступление торжественного, триумфального характера. Подобно радостному гимну, звучит у скрипок и виолончелей его основная тема, сопровождаемая могучими «колокольными» аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру — и глубокие басы, и светлый, звонкий высокий регистр.
8 основе главной темы первой части — напев слепцов-лирников, услышанный Чайковским на Украине. Вторая тема первой части, полная лирического порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема по характеру близка жанру колыбельной песни.
Темы части подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации.
Вторая часть — замечательный образец лирики Чайковского. В спокойном, неспешном движении развертывается напевная мелодия. Средний раздел — вальс-скерцо, в основу которого положена мелодия французской песенки, напевавшейся в семье Чайковского. Тема ее перерастает в коду, завершающую вторую часть.
Третья часть (финал) выдержана в радостных, ликующих тонах и развертывается в стремительном движении. Она воспринимается как музыкальная картина народного веселья, праздника. Основная тема этой части построена на мелодии подлинной украинской хороводной песни «Выйди, Иванку, заспевай веснянку». В финале концерта звучит и другая лирическая тема. Она появляется сначала у скрипок, а затем у фортепиано. Обе темы широко разрабатываются. Напевная тема к концу части превращается в грандиозный, торжественный гимн. Многими своими чертами он перекликается с праздничной темой вступления первой части. Этот могучий гимн утверждает основную идею произведения — торжество светлых сил.

* * *

Советский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1914 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В детские и юношеские годы он не только играл, но и много сочинял, увлекался живописью и театром

любил импровизировать на собственные и заданные темы.
В 1937 году он переехал в Москву, поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха.
Вскоре Рихтер вышел на большую концертную эстраду. С начала сороковых годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству, непрестанно совершенствуя свое мастерство.
Рихтер переиграл огромное количество сочинений. В его репертуаре — Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Вебер, Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Франк, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Мясковский, Шостакович, Дебюсси, Равель, Шимановский, Барток.
Рихтер не остался в стороне и от искусства камерного ансамбля. Многие камерные и фортепианные ансамбли исполняются с его участием.
В 1961 году Святославу Рихтеру присвоено звание народного артиста СССР. В том же году он был удостоен Ленинской премии.

Tchaikovsky wrote his First Piano Concerto in B-flat Minor, op. 23 between the end of 1874 and beginning of 1875.
The Concerto consists of three movements.
The first movement opens with an extensive introduction of festive and triumphant character. Its basic theme, a joyous hymn, is played by violins and cellos to the accompaniment of mighty bell-like piano chords involving the entire keyboard — from deep bass notes to ringing notes in high register.
The main theme here is based on a folk melody which Tchaikovsky heard blind lyrists play during his stay in the village of Kamenka in fhe Ukraine.
The second theme of the first movement has in it the features of a passionate confession or a poignant appeal.
The third subject is based on a lullaby motif. The intense development of these three themes leads up to a grandiose dramatic culmination.

The second movement is a striking example oi Tchaikovsky's lyricism. The melodic line develops calmly and unhurriedly and the graceful piece is permeated with tenderness and warmth. The central section of the movement is a waltz-scherzo that is in keeping with the spirit of the entire movement.
The third movement (finale), jubilant and gay, is a tone picture portraying a popular holiday. The main theme is based on a melody of the Ukrainian roundelay "Come out, Ivanku, sing the spring song".
The motto theme of the finale is yet another lyric subject that is first stated by the violins and then taken up by the piano.
Both themes are vigorously treated and towards the end of the finale the song-like theme loses its lyric character, attaining features of a grandiose festive hymn which asserts the principal idea of the Concerto — the triumph ot life's purest forces.

* * *

Distinguished Soviet pianist Svyatoslav Richter was born on March 20, 1914, in Zhitomir, in a musician's family. When he was in his 'teens he lived in Odessa. From boyhood he played and wrote music, took a keen interest in painting and She theatre and one of his favourite pastimes was to improvise on the piano.
In his twenty second year he moved to Moscow, where he became a pupil of H. Neuhaus at the Conservatory.
Already then some of Richter's performances at student concerts (in particular, his execution of Schubert's Fantasia in С Major, Liszt's Sonata in В Minor and Debussy's "Preludes") showed great promise.
Soon Svyatoslav Richfer appeared on the professional concert stage. Since the forties, he completely devotes himself to piano art, incessantly perfecting his skill.
His vast repertory includes works by Bach, Haydn, Mozart, Beethoven, Schubert, Weber, Schumann, Liszt, Brahms, Franck, Tchaikovsky, Rimsky-Korsakov, Moussorgsky, Scriabin, Rachmaninov, Glazunov, Prokofiev, Miaskovsky, Shostakovich, Debussy, Ravel, Szyrnanowski, Bartok and others.
The pianist also plays with chamber ensembles.
In 1961 Svyatoslav Richter had the honorary title of People's Artist of the USSR conferred upon him and in the same year he was awarded the Lenin Prize.


© «МЕЛОДИЯ», 1980
Всесоюзная студия грамзаписи.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография АЗГ
Made in USSR
Арт. 36-8 Цена 1 руб. 45 коп.
Hosted by uCoz