"> Бах
Бетховен Л.(1770-1827). L.BEETHOVEN
Symphony No. 5
in C Minor, op. 67
Л.БЕТХОВЕН
Симфония № 5
до минор, соч. 67
1. Allegro con brio
2. Andante con moto
3. Allegro
4. Allegro
Moscow Radio Great
Symphony Orchestra
Conductor
KONSTANTIN IVANOV
  Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио
Дирижер КОНСТАНТИН ИВАНОВ

Пятая симфония до минор, соч. 67 (1805—1808), пожалуй, наиболее популярная из всех симфоний Бетховена. Сам Бетховен не разделял такого мнения: он предпочитал «Героическую». Причина успеха пятой симфонии лежит, по-видимому, в особенной ясности развития основной идеи. Обычно содержание пятой симфонии определяют так: «От тьмы к свету, через борьбу — к победе». Впрочем, это же определение может относиться ко многим произведениям Бетховена (например, к увертюре «Эгмонт»). Существенно лишь то, что идея выражена здесь в прямой, ясной форме.
Вся пятая симфония предельно концентрированна и лаконична. Первая часть Allegro con brio — буквально пронизана одним четырехзвучным мотивом, о котором Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».
Немногие противопоставленные ему мотивы нигде не занимают переднего плана, в то время как первый мотив дает жизнь всем эпизодам первой части. Мотивная разработка, составляющая одну из сильнейших сторон композиторского мастерства Бетховена, достигает тут редкой силы концентрации и разнообразия. Главная партия свидетельствует об этом с полной очевидностью. Прерывистое изложение (ферматы), перехватывание мотивов различными инструментами, отсутствие мотивных контрастов при сильнейших динамических нарастаниях, постоянное повторение одного и того же «угрожающего» мотива — все это свидетельствует о колоссальном напряжении борьбы.
Побочная партия, несмотря на новую певучую «нежную» тему, начинается с «угрожающего» мотива и все время им сопровождается.
Следует отметить устойчивость ритмической формулы мотива «судьбы», сохраняющейся при всех мелодических и гармонических изменениях не только в первой, но и во всех остальных частях симфонии.
Вторая часть — Andante con moto — имеет в основе два существенно различных образа. Один из них — прекрасная мелодия величавого и строгого характера, близкая к народной песне.
Второй образ, переплетающийся с первым, — музыка фанфарного типа. Andante написано в форме двойных вариаций.

Экспозиция третьей части, скерцо, построена так же двупланово, как и во второй части. Но если вся вторая часть выражает спокойное размышление, то третья полна тревоги. Оба плана следуют друг за другом. Тема первого, в свою очередь, расчленяется на два элемента. Это как бы вопрос и ответ, порыв и раздумье. Весь диалог идет на очень тихой звучности и напоминает робко зарождающуюся мысль, сопровождаемую мгновенным противодействием. Внезапно вторгается могучая и вместе с тем грозная тема, звучащая торжественно и неумолимо. Это своеобразный трехдольный марш. Тема построена на мотивах, представляющих собой вариант темы «судьбы».
Средняя часть скерцо (до мажор) — энергичное фугато, перерастающее в свободные имитации. Оно проходит на fortissimo преимущественно у струнных. Постепенно звучность сходит на нет.
Третий раздел, где возвращаются основные темы скерцо, по характеру существенно отличается от первого. Еще больше затаенной тревоги в первой теме. Тревожно и настороженно звучит и вторая, маршеобразная тема. Длительная остановка на простой гармонии, с непрекращающимся ритмом «судьбы», создает ощущение смутного ожидания. Наконец появляется одинокий мотив; это как будто поиски выхода к свету.
В своем развитии мотив как бы расширяется и внезапно растворяется в наступающем кратком могучем crescendo.
Переход от туманной, как бы продвигающейся ощупью мелодии к торжественным первым аккордам финала действует потрясающе. Финал Allegro начинается маршем, разрешающим всю неопределенность и тревогу предыдущей части: тьму прорезает сноп ослепительного света.
Монументальная оркестровка, с обилием медных духовых инструментов, придает маршу пышную, праздничную звучность. Взаимодействие маршевой и танцевальной тем, отсутствие детализации в их развитии, простейшие гармонии способствуют впечатлению массового торжества.
Вторжение маршеобразной темы третьей части на приглушенной звучности играет своеобразную роль в музыке финала, напоминая о зловещей судьбе и героической борьбе, оттеняя чувства победной радости.

The Fifth Symphony in C Minor, op. 67 (1805—1808) is perhaps Beethoven's most celebrated symphony, yet Beethoven did not consider it to be his finest symphony and preferred the "Eroica". The secret of the popularity of the Fifth Symphony lies in the lucidity of the development of its main idea. Usually the content of the Symphony is defined thus: "From darkness to light, through struggle to victory." But this formula can be equally well applied to many other works of the great master, to the "Egmont Overture", for instance. The most important thing is that this concept is expressed in Symphony No. 5 with outmost clarity.
The Symphony is concise and concentric.
The first movement (Allegro con brio) grows out of a rhythmic four-note motif, which Beethoven interpreted as "fate knocking at the door".
The few contrasting motifs never appear in the foreground and it is the initial motif that gives life to all episodes of the movement. Vigorous motif treatment, one of the strongest points of Beethoven's writing, is represented here in all its versatility and the principal part is no exception. The interrupted statement of the material (abundance of fermatas), interception of the motifs by different instruments, absence of motif contrasts with the drive of the music becoming ever stronger, and continual recurrence of the ominous-sounding "fate" motif, are all qualities that go to portray a violent struggle.
And though the collateral part is concerned with a new and "tender" theme, it also begins with the ominous-sounding subject, that accompanies it persistently.
The durability of the rhythmic formula of the "fate" motif, that is retained in all melodic and harmonic transformations in the first and all the other movements of the Symphony, is a factor that cannot be passed unnoticed.
The second movement (Andante con moto) is presented in the form of a theme and variations, but with two themes instead of one. The first theme, a beautiful and stately melody, is reminiscent of a folk song.
The music of the second theme, that is closely interwoven with the first theme, is of the fanfare type.
The exposition of the third movement (Scherzo) is also built upon two subjects, but if the entire second movement expressed peaceful contemplation then the third movement is filled with anxiety and foreboding.

The two subjects follow one another very closely. Later the initial subject is in its turn divided info two elements, which, seemingly, represent a query and a reply, or a fit of passion and the period of reflection that follows it. This dialogue is hushed throughout and calls to mind an idea that timidly forms in the mind only to be ousted by immediate counteraction. A strong and wrathful march in triple meter, sounding solemnly and mercilessly, is rushed in unexpectedly. It is founded upon variations of the "fate" theme. The middle section of the Scherzo (in С Major) is an energetic fuga-to that further develops into free imitations. It reaches fortissimo in the strings but gradually loses its sonority.
The third section, in which the main subjects of the Scherzo are recalled, in its character greatly differs from the first section. The initial theme becomes yet more anxious and even the march-like theme acquires a wary air. A prolonged pause on a simple harmony, based on the ever present four-note rhythm, creates an atmosphere of vague expectation. Finally a solitary motif appears; it is associated with the search for an outlet that would lead to light and happiness. In its development the motif expands, only to dissolve in the brief but mighty crescendo.
The transition from the hazy melody, that seems to feel its way in the dark, to the finale, is a dramatic high point of the Symphony. The finale erupts with a loud and triumphant march that puts an end to all the vagueness and caution of the preceding section, it is as if dazzling flashes of light cut through the darkness.
Monumental orchestration in which the brass winds are strongly represented lends the march festive, luxuriant sounding. The interaction of the march and dance themes, the absence of detailization in their development and the utilization of the simplest of harmonies, all go to create the atmosphere of general rejoicing.
The interpolation of the march-like subject of the third movement, which is now muted, plays an original role in the music of the finale, reminding us of ominous fate and the heroic struggle that took place earlier, and further emphasizes the joy of victory.


«МЕЛОДИЯ», 1980 Made in USSR Заказ 005701Р Арт. 36-8 Цена 1 руб. 45 коп.