"> 3

Ассоциация "Библиотеки Подмосковья"

 

1. Актуальность задачи и современное состояние

 

Одним из направлений, по которому происходит сегодня информатизация библиотечного дела в стране, является развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек.

Библиотеки Московской области в большинстве своем обладают собственными электронными каталогами. Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить создание и функционирование открытой библиотечно-информационной сети, объединить электронные ресурсы и  обеспечить доступ людей к информации для ее эффективного и своевременного использования.

Библиотеки Московской области, несмотря на финансовые и другие трудности, готовы к интеграции информационных ресурсов. Возникла объективная необходимость разработать механизмы координации деятельности.

Наиболее эффективным механизмом для этого призвана стать ассоциация "Библиотеки Подмосковья"

 

2. Цель и задачи ассоциации "Библиотеки Подмосковья"

 

Цель ассоциации "Библиотеки Подмосковья" — объединение информационных ресурсов библиотек Подмосковья, создание и развитие удаленного доступа для информационного взаимодействия библиотек, оказание помощи библиотекам Подмосковья, переходящим на современную автоматизированную библиотечно-информационную систему, создание объединенных электронных каталогов и обеспечение их доступности всем категориям пользователей.

В задачи ассоциации "Библиотеки Подмосковья" входит

         создание центра корпоративной каталогизации библиотек Московской области;

         создание единого справочного и поискового аппарата, позволяющего конечному пользователю производить многоаспектный поиск;

         обеспечение доступности электронных каталогов пользователям;

         разработка системы оперативного информирования о деятельности ассоциации, ее ресурсах и сервисах, а также правилах и условиях их использования.

         оказание консультаций по использованию программных продуктов, помощь в приобретении корпоративного лицензионного программного обеспечения, оказание методических рекомендаций (в том числе по организации локальных вычислительных сетей и удаленного доступа).

 

3. Организационная структура ассоциации "Библиотеки Подмосковья"

 

3.1.      Статус ассоциации

Ассоциация "Библиотеки Подмосковья" (АБП) является юридическим лицом, имеющим организационную форму Автономной некоммерческой организации. Учредителем АБП  выступает ГУК МО "Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К.Крупской".

3.2.      Участники

Ассоциация "Библиотеки Подмосковья"  строится как многоуровневая система. АБП опирается на центральное организационно-технологическое ядро, включающее головные организации, которые призваны обеспечивать функционирование АБП.

В то же время АБП является открытой для партнерского участия всех библиотек, организации и учреждений науки, культуры и образования вне зависимости от ведомственного подчинения, расположенных на территории Московской области, разделяющих идеи формирования единой информационно-библиотечной сети.

Сотрудничество с партнерскими организациями строится на добровольной основе при безусловном соблюдении стандартов каталогизации ответственности партнера за принятые обязательства.

 

3.2.1.   Состав участников и задачи

 

В Ассоциации "Библиотеки Подмосковья" выделяются три типа участников:

Головные организации организуют функционирование единой информационно-библиотечной сети в целом, располагая на своей территории WEB-серверы со своими электронными каталогами и каталогами партнерских организаций–владельцев ЭК, обеспечивая работоспособность, развитие и пополнение ресурсов.

Партнерские организации–владельцы ЭК предоставляют свои электронные каталоги для размещения на серверах-держателях головных организаций.

Партнерские организации–пользователи имеют доступ к единой информационно-библиотечной сети.

 

3.2.2.      Задачи участников Ассоциации "Библиотеки Подмосковья"

 

Головные организации АБП, реализуя свои действия по поддержанию функционирования системы, выполняют следующие задачи, которые являются их исключительной прерогативой:

         организацию управления системой АБП, прием и заключение договоров с другими участниками АБП;

         разработка методической документации, единых принципов каталогизации и предметизации, консультирование по вопросам приобретения программного обеспечения и компьютерной техники, создания локальных сетей и удаленного доступа (Интернет)

         организацию работ по контролю за соблюдением стандартов ведения библиографических описаний  и предметизации всеми участниками АБП

         организацию работ по созданию и поддержке интерфейса доступа и программно-аппаратного комплекса АБП;

         поддержка ресурса в актуальном состоянии.

 

            Головные организации также развертывают все необходимые для работы функциональные узлы системы, доступные другим участникам АБП.

Партнерские организации в соответствии с договорами и принятыми на себя обязательствами выполняют одну или несколько функций, доступных данному классу участников:

         организацию работ по пополнению электронного каталога в соответствии с согласованными позициями сводного плана каталогизации или двусторонними договорами;

         организацию и ведение локального пользовательского фонда электронных документов;

         ведение каталога собственного пользовательского фонда;

         организацию доступа пользователей к распределенному ЭК, включая: предоставление качественных каналов связи.

 

3.3.      Общие принципы взаимодействия

 

К числу общих принципов взаимодействия участников АБП относятся:

         добровольность участия;

         равноправие партнерства;

         легитимность;

         координация и сотрудничество;

         ответственность каждого за взятые обязательства при распределении зон ответственности;

         конвенциональное решение спорных вопросов и вопросов развития;

         открытость информации о работе каждого из участников для всех партнеров.

 

Механизм взаимодействия участников определяется отдельным документом - Положением о взаимодействии, не являющимся неотъемлемой частью настоящей Концепции.

 

3.3.            Обязанности и права участников

 

Каждое участник АБП несет ответственность за:

         качество библиографических и аналитических описаний;

         легитимность программного обеспечения;

         соблюдение стандартов, протоколов и других корпоративных правил, регламентирующих формирование и функционирование АБП;

         соблюдение принятых условий использования фонда АБП;

         подчинение решениям руководящих органов АБП.

Участник имеет право:

         использовать электронные ресурсы АБП (в установленном порядке);

         передавать в фонд АБП созданные библиографические и аналитические описания изданий (при соответствии стандартам АБП);

         заимствовать записи из электронных ресурсов АБП для пополнения собственных локальных электронных каталогов;

         принимать самостоятельные решения по вопросам выбора оборудования (если это не противоречит договорным стандартам);

         определять сроки и объемы наращивания локальных электронных каталогов согласно своим возможностям;

         формировать собственную информационную инфраструктуру.

 

3.6. Руководство и управление

 

Руководство и управление АБП осуществляет Координационный центр, несущий ответственность за определение политики АБП, принятие общих решений и разработку регламентирующих документов, выработку предложений по правовым, техническим и технологическим вопросам,  исключение организаций из состава участников АБП в случае нарушения ими принятых норм и правил. В экспертный совет входят представители головных организаций. Состав совета определяется в соответствии с учредительными документами.

 

В функции координационного Совета входят:

 

·        выработка рекомендаций по технологии корпоративного взаимодействия и управления библиотечными ресурсами в сетевой электронной среде;

·        разработка основных принципов формирования электронных каталогов библиотек;

·        обсуждение теоретических и практических вопросов деятельности;

·        подготовка нормативных и методических документов;

·        составление годовых и перспективных планов работы;

·        контроль за выполнением планов;

·        организация и проведение координационных совещаний членов;

·        создание временных и постоянных комиссий по отдельным проблемам деятельности;

·        взаимодействие с другими информационными организациями и учреждениями;

·        решение вопросов, связанных с получением и распределением финансовых, материальных и других ресурсов между участниками ассоциации.

 

 

4.                  Структура АБП

 

АБП является распределенной информационной системой, включающей электронный каталог, пользовательский интерфейс и комплекс аппаратно-программных средств, поддерживающих стабильное функционирование системы и дающих возможность оперативного пополнения, многоаспектного поиска и распределенного многопользовательского сетевого доступа к ее ресурсам.

Участники АБП создают распределенный электронный каталог на основе протокола Z39.50, позволяющего организовать доступ к ЭК разных АБС (Ирбис, MARC SQL и др.).

С точки зрения организации АБП формируется как библиотечный комплекс, состоящий из распределенного электронного каталога, объединенного общей архитектурой, протоколами и стандартами.

Общая архитектура системы строится на базе технологии "клиент-сервер".

АБП имеет структуру, функционирующую на базе единого СПА (система поиска, навигации и доступа с единым интерфейсом.

Новогодний тур в Петербург на Новый Год в Питере - все это недорого
Hosted by uCoz