Критерии и основы методики  оценки результатов работы

по патриотическому воспитанию.

 

Уважаемые коллеги!

 

Прежде всего, хотелось бы отметить, что общественность Московской области, учреждения культуры и  образования и, конечно же, общедоступные библиотеки Подмосковья   ведут целенаправленную работу  по патриотическому воспитанию.  О чем свидетельствуют представленные на конференции очень интересные доклады.

Сегодня в России достигнуто широкое общественное сознание  того, что идея патриотизма является абсолютной ценностью общества.

В широком общепринятом смысле патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип,  характеризующий отношение граждан к своей стране.

В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий обычно понимаемых как любовь к Родине.

 

Надо сказать, что объективная и принципиальная оценка ситуации с патриотическим воспитанием была дана в преамбуле к  I этапу Государственной программе патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

В средствах массовой информации и профессиональной литературе также говорится о том, что,  события последнего времени, в особенности социальная дифференциация общества и   девальвация духовных ценностей на фоне безответственной политики некоторых средств массовой информации  оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Стала все более заметной постепенная утрата нашей молодежью традиционно патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.

В общественном сознании получили широкое распространение  индивидуализм,  немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Все еще имеет место падение  престижа военной и государственной службы.

Происходит переориентация нравственного сознания. В молодежной среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма и проституции. Наблюдается резкое снижение воспитательного потенциала средней и высшей школы, неподготовленность кадров к работе в новых условиях.

            Именно таким образом оценивают ситуацию многие специалисты, которые занимаются  проблемами патриотического воспитания.

Где искать истоки переориентации нравственного сознания? Может быть, каким бы анохронизмом это не звучало, в Доктрине Алена Даллоса  сформулированной еще в 1945 году: "Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать тому, что Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и станут никому не нужны, превратятся в пережиток прошлого... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, национализм и вражду народов – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит... Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.

Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем развращать, разлагать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это и сделаем…..»

Мы с вами, уважаемые коллеги,  являемся  свидетелями того как Происходит переориентация нравственного сознания. В молодежной среде отмечается резкое падение нравственности, рост преступности, наркомании, алкоголизма, других негативных явлений. Наблюдается резкое снижение воспитательного потенциала средней и высшей школы, неподготовленность кадров к работе в новых условиях.

 Именно таким образом оценивают ситуацию многие специалисты, которые отмечают неподготовленность кадров к работе в новых условиях.

По данным опроса городского и сельского населения страны фондом "Общественное мнение" лишь 3% россиян считают патриотизм важной ценностью, а почти треть респондентов (29%) вообще не смогли объяснить значение этого слова.

На сайте «Патриоты России» размещена информация об опросе,  проведенном  на тему патриотизма в студенческой среде. Вот некоторые результаты.

          России - хорошая страна - 40 %

          Россия - страна третьего мира - 15 %

          Россия- сырьевой придаток Запада - 10 %

          Россия - сверхдержава (со всеми оговорками) - 10 %

В случае прямой военной агрессии против России добровольно пойдут воевать всего лишь 30 %. опрошенных.

 

Каждый третий из опрошенных “патриотизм” как духовную ценность связывает с любовью к Родине.

Интересно, что это понятие лишь у 11 % соотносится с малой родиной.

 Для 38 % патриотизм выражается в чувстве гордости за историческое прошлое.

 Из представленных вариантов оценки чувства собственного патриотизма  73% опрошенных ответили, что выражен “умеренно”.

При этом лишь 1 % опрошенных студентов заявили об отсутствии у них данного чувства.

На вопрос о патриотизме молодежи в целом 60% студентов  ответили, что он выражен слабо.  Занимательно то, что самооценка студентов по поводу собственного чувства патриотизма резко отличается от оценки, которая дается ими молодежи в целом.

Данные показывают завышенную самооценку студентов в определении собственного чувства патриотизма. Можно предположить, что влияние на это оказывают средства массовой информации, представляя новости, указывающие на падение нравственности и культуры нашей молодежи.

На формирование патриотических чувств, по мнению студентов, оказывают влияние, прежде всего, семья, СМИ и школа (фактор семьи сильней школы в 2 раза) (81%, 66% и 42% соответственно). Эти данные закономерны, поскольку с детских лет складывается характер и мировоззрение ребенка и непосредственную роль в этом играют родители, влияющие на его воспитание.

О необходимости целенаправленного патриотического воспитания ответили утвердительно 72% опрошенных студентов.

По их мнению, в первую очередь заниматься патриотическим воспитанием должны семья, школа и СМИ (87%, 72% и 66% соответственно).

Пропаганда чувства патриотизма является одной из важных задач средств массовой информации. На сегодня именно телевидение, радио и газеты выступают достаточно доступной и внушительной формой подачи информации и значение средств массовой информации в нашей жизни постоянно возрастает.

 Однако их роль неоднозначна, поскольку в СМИ существует плюрализм мнений относительно духовных  ценностей.

Учитывая особую роль в современном обществе СМИ Президентом Российской Федерации в феврале 2008 года утверждена

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212) + другие документы

одной из целей которой является - сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

          Нельзя не сказать  и о такой проблеме как искажение исторической правды о роли Советского народа в Великой отечественной войне.  Очевидно, что это был  политический заказ на пересмотр истории нашей страны.

Однако, необходимость существования единого государства Российского, многонационального по сути, требовала противопоставить националистическим настроениям факт единения всех существующих в нашем государстве наций и народов, в этом большом деле требовался живой пример проявления межнационального патриотизма.

Таким примером послужила Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Послужила по праву. И в годы парада суверенитетов, разгула национализма, пересмотра истории, пример единения народов СССР в борьбе с фашистами оказался чуть ли не единственным примером, с которым не осмеливались спорить.

Вся патриотическая и интернациональная работа в учреждениях культуры,  школах,  да и везде строилась на основе Великой Отечественной войны. Что  и не мудрено.  Потому что это ярчайший пример героизма, когда народы СССР сражались  в едином строю.  Живы еще (слава богу!) ветераны, которые могут о многом рассказать нам.

Подвиг советского народа (или народов СССР) в этой войне действительно велик и не забываем. И очень хорошо, что в наше время нашелся такой пример, который устоял. Второй раз дал отпор желанию некоторых сил окончательно изменить роль российского государства в мире. .

Однако историческая наука и тенденции политической конъюнктуры - это одно, а история – совсем другое. И чем глубже люди осознают свои исторические корни, чем больше у них знаний о истории своей земле и истории своего и других народов, тем сильнее чувство патриотизма и тем глубже уважение к другим.

Сегодня для  воссоздания системы воспитания граждан России, укрепления духовного потенциала ее населения страны  необходима объединительная, консолидирующая общество основа, которую может составить государственно-патриотическая идеология. И первый шаг для этого сделан.

Как отмечалось на заседании рабочей группы Российского организационного комитета Победа»   по координации работы по патриотическому воспитанию граждан -  за  последние 5 лет произошли значительные перемены к лучшему в работе  учреждений культуры по патриотическому воспитанию граждан  Российской Федерации.

Работа стала приобретать системный характер, стали появляться произведения объективно отражающие наше прошлое и настоящее. репертуар учреждений культуры обогащается  произведениями  пронизанными идеалами любви к родине, идеалами добра и справедливости,  Постепенно уходят в прошлое авторы увлекающиеся негативным отражением действительности.

Вместе с тем, рабочая группа констатирует, что в работе по патриотическому воспитанию граждан  организациями и учреждениями культуры и искусства не в полной мере используется творческий потенциал.  Нередко учреждения увлекаются проведением массовых мероприятий не уделяя достаточного внимания разнообразию  современных форм работы пор развитию духовности и формированию чувства гражданской ответственности, пропаганде культурных ценностей народов России

В то время как роль учреждений искусства и культуры невозможно переоценить, ведь именно они придают патриотическому чувству эмоциональность и осмысленность. Без их влияния невозможно не только гармоническое развитие личности, но и полноценное включение в общественный процесс, созидательную деятельность на благо государства и общества.

Чувство любви к Родине, забота о ее интересах, уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти , национально-культурным традициям  лежат в основе многих произведений культуры и искусства.

 

Рассматривая планы работы библиотек не раз задавалась вопросом, а почему имея такое литературное наследие мы не используем в полной мере его огромный потенциал. Удивительно мал диапазон литературы, с которой работают библиотекари в этой теме.  А какой плодотворной могла бы быть, к примеру, работа с эпосом народов России с былинами  – это и просвещение и воспитание нравственных ценностей и раскрытие богатства литературы и истории.

 Недостаточно затронут и пласт древнерусские летописи, описывающие  победу русского оружия.

Совсем вышел из внимания такой памятник литературы  как «Слово о полку Игореве». 

Издан Указ Президента Российской федерации о праздновании 200-  летия войны 1812 года – а в планах общедоступных библиотек пока нет отклика на эти события.

Как  и нет достаточного внимания к новому празднику  - Дню народного единства, учрежденному в честь освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени.

Да что там говорить о таких сложных исторических датах. Когда далеко не все библиотеки уделяют достаточное внимание пропаганде государственных символов. Я уже не говорю об устаревших формах подачи этого материала.

Отдельно хочу остановиться на  такой теме как краеведческая и поисковая работа.

ЕЕ результат имеет очень большое воспитательное, нравственное и научное значение, но следы этой работы едва можно проследить в отчетах – а ведь  у нас есть замечательная возможность использовать ресурсы сети Интернет для создания корпоративных краеведческих ресурсов на эту тему.

  Нам надо внимательно и творчески подойти к формированию системы мероприятий по празднованию 65 годовщины победы в великой отечественной войне. Это должна быть такая работа,  след от которой останется в памяти поколений.

И здесь вспоминаются стихи поэта Аграновича,  на которые была написана песня к фильму  «Офицеры».

От героев былых времен не осталось порой имен

те кто приняли смертный бой

Стали просто землей и травой………………………………………

Возникает закономерный вопрос - А что еще мы можем сделать для увековечивания памяти этих людей.

Встречи с ветеранами, к сожалению, становятся все менее возможны. Как рассказать о подвигах тех, кто сложил голову на подмосковной земле.

Предлагаю принять предложение Виктора Яковлевича Азарова о работе над книгой  2Солдаты победы» и над корпоративной базой данных о воинских захоронениях в Московской области.

Несколько слов о формах работы. Которые условно можно сгруппировать следующим образом: встречи и беседы, Уроки мужества, заседания клубов, литературно-музыкалные вечера, выставки, читательские конференции, издательская деятельность, направленная на раскрытие фондов.

Да. Формы разнообразны. Все они за многие годы показали свою эффективность и востребованность иначе не были бы столь популярны. Но справедливо и то, что наш читатель изменился, уровень его информированности и уровень запросов к качеству подачи материала стал другим, а вы, мадам библиотека все та же, с легкой косметикой новых технологий, которые используем для электронного каталога и новостей.

А между тем это замечательный ресурс для создания новых форм привлечения читательского интереса.  Интернет-викторина, форум, презентации. Вот поле для межведомственного общения!

Задача заключается в сохранении паритета между новыми технологиями и наработанными направленями, активизации внедрения менеджмента качества в практику библиотечной работы. 

 

Главная цель патриотического воспитания- возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, воспитание подрастающего поколения, способного к созидательному труду и обеспечению безопасности нашей Родины.

Из общей цели патриотического воспитания вытекают и задачи:

- формирование национального самосознания,

- уважение к истории и культуре своего Отечества;

- воспитание уважения к закону, правопорядку, воспитание социальной ответственности;

- воспитание положительного отношения к труду , развитие потребности в труде на благо общества;

-формирование и развитие потребности в духовной жизни, уважения к семейным устоям и культурным традициям народов России и религиозным воззрениям граждан.

 

 

Реализация поставленных задач по большому счету должна привести к следующим результатам:

- повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан;

- повышение социальной активности и  минимизация негативных проявлений в молодежной среде;

- подъем образования, политической и правовой культуры.

 

Достижение глобального результата непосредственно зависит от ряда взаимосвязанных элементов аналитического, организационного, информационного и методического плана.

 Представляется особенно важным   сегодня со всей ясностью определиться  в системе критериев и оценки  результатов работы по патриотическому воспитанию. 

Как мы оцениваем результаты работы – по количеству мероприятий и количеству участников в них.  Это говорит лишь об организации конкретного проекта, но насколько он носит глубокий содержательный характер, имеет воспитательное значение и долговременный устойчивый результат – мы как правило не оцениваем. 

Что несет в себе понятие «критерий» - это признак на основании которого производится оценка.

Выделение критериев – это по сути создание инструмента  для определения реальных результатов работы.

Критерий должен отвечать следующим требованиям:

- должен быть объективным;

- иметь устойчивый и повторяющийся признак;

- отвечасть требованию необходимости и достаточности;

- позволять оценить свойства, атрибуты оцениваемого объекта.

 

Выступая в роли некоего мерила, нормы, критерий должен   служить своего рода эталоном, образцом, а также иметь единицы измерения.

 

Методологической основой для определения критериев оценки результатов  работы по патриотическому воспитанию  служат определенные ценности в обществе: принципы, цели, установки, качественные характеристики личности или группы, а также реальные проявления в практике патриотически  направленной деятельности.

К числу основных критериев можно отнести:

- патриотическое сознание ( убеждения, ценности, мотивацию, идеалы);

- проявление патриотической активности.

Что касается соотношения критериев и показателей  - это понятие статистическое на основании которого рассматривается состояние объекта. В методике Росвоенцентра предлагается рассматривать показатель как  составную часть критерия оценки работы по патриотическому воспитанию

 

Критерии работы по патриотическому воспитанию дифференцируются на 2 группы:

1)        критерии отражающие процесс работы, храктеризуются конкретными параметрами, конечными результатами

2)        критерии, которые оценивают качество личности, социальной группы

 

Основные показатели  представлены на слайде.

 

Основными критериями, которые оценивают качество  личности (социальной группы) являются:

Познавательный – определяющий уровень знаний и представлений, социально-значимой деятельности, осуществляемой на благо Отечества;

Мировоззренческо-ценностный – степень сформированностьи взглядов, убеждений и принципов основанных на осознании приоритетов интересов общества и государства;

Мотивационный –характеризует уровень патриотической направленности личности (группы) цели и установки, определяемые духовно-нравственными запросами и социально-значимыми интересами;

Деятельностно-поведенческий -  определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации  в сферах социально-значимой деятельности.

 

Какие показатели мы можем рассмотреть, говоря о критериях качества?

Познавательный – знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественной истории, Знание «о малой Родин»  (традиции, достижения, проблемы); Знание об Отечестве, его истории и героических свершениях, этносе, свершениях и проблемах); Понимание роли и места России в мировой цивилизации, Способность к анализу процессов и явлений, присущих обществу и государству.

 

Мировоззренческо-ценностный  осознание сопричастности с Отечеством и тем, что его составляет (природа, язык, национальная принадлежность, религия, территория; городость за достижения Отечества; осмысление своей роли и места в жизни общества.

 

Мотивационный наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов, желание выполнять гражданский и воинский долг, позитивное отношение к Вооруженным силам и правоохранительным органам. Следование патриотическим принципам, проявление гражданской позиции.

 

Деятельностно-поведенческий готовность к участию в созидательной деятельности на благо Отечества. Социальная активность личности, Совокупность  навыков и умений для реализации функции защиты Отечества.

Таким образом, целостное понимание  критериев работы по патриотическому воспитанию  основывается на принципе единства  патриотического сознания и патриотической деятельности

Предложенная группировка критериев и показателей  для комплексной оценки  работы по патриотическому воспитанию должны рассматриваться в комплексе, что позволит более эффективно оценивать результативность деятельности  по патриотическому воспитанию и обеспечить системный подход, который имеет следующую цепочку:

 Ценности – принципы – цель – задача – приоритеты - функции.

Из функций следуют направления, которые  обеспечены формами, методами и средствами для работы

 

Однако прежде чем говорить о подходах к определению результатов работы по патриотическому воспитанию, прежде всего необходимо осуществить анализ этой деятельности.  Такой анализ основывается на определенной методике, которая включает в себя  следующие компоненты.

1.         Составление плана, в котором определяется цель и задачи анализа, перечень важнейших направлений деятельности и наиболее значимые мероприятия, которые необходимо исследовать. А также инструментарий анализа и гипотезы, порядок представления итогов анализа.

2.         Сбор данных о состоянии патриотического воспитания и эффективности проводимых мероприятий опросов, анкетирования, проверок, изучения контрольных материалов и статистических данных

3.         Обработка данных: группировка, систематизация, классификация результатов с выделением признаков положительного и отрицательного характера.

4.         Оценка результатов работы с различными категориями граждан. Количественные результаты (число мероприятий,  степень охвата  участников, классификация мероприятий по видам)  так и качественные показатели (изменение ситуации после проведения мероприятия,  информационное и мобилизующее воздействие).

5.         Определение выводов, в которых отражается  оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, сравнение с предыдущим периодом, , степень соответствия проводимой работы поставленным задачам, а также неиспользованные возможности, упущения и недостатки и первоочередные задачи на которых необходимо сосредоточить усилия.

6.         Графическое представление основных результатов анализа.

7.         Информировании участников работы и вышестоящие оргаизации.

Анализ реального состояния уровня работы по патриотическому воспитанию является одной из наиболее насущных проблем, потому, что выводы  такого анализа, проведенного на уроне Российской Федерации,  могли бы стать основой методологии практики совершенствования форм и методов работы по патриотическому воспитанию. 

Принимая во внимание геополитическое положение нашего региона. Его демографию и экономику можно предположить, что такой анализ на уровне Московской области будет носить достаточно объективный характер.

В чем собственно заключается основная проблема – она очевидно следует и из представленных докладов? В основе нашей работы лежит ПРоЦЕСС и не в одном выступлении не было и речи о результатах.

Да и как мы можем их оценить, если в практике  весьма редко используется постановка задач при формировании плана работы по патриотическому воспитанию.

А между тем непосредственное формирование задачи в значительной степени могло бы повлиять как на формат мероприятия,   так и на путь достижения результата.

Таким образом, ПОСТАЯННАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРАВИЛОМ, НОРМОЙ в работе всех заинтересованных сторон по патриотическому воспитанию.

 

На основании представленных выше подходов можно выделить основные направления патриотического воспитания.

Первое направление – информационно-аналитическое, нормативно-правовое и организационно- методическое, призвано  обеспечить координацию действий. Подготовку кадров и экономическую платформу.

Второе направление включает системные мероприятия – исторические, культурные, спортивные направленные на гражданское и военно - патриотическое воспитание.  

 

          Таким образом, ПОСТАЯННАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРАВИЛОМ, НОРМОЙ в работе всех заинтересованных сторон по патриотическому воспитанию.

          Основное содержание деятельности по патриотическому воспитанию должно быть сфокусировано на формировании у граждан России исторической памяти, уважения к героической истории страны, высокой культуры, духовности и любви к Родине. слайд

          В основе работы должны быть заложены ценности государства и общества, гражданской ответственности, готовности к служению Отечеству и защите целостности национальных интересов Российской федерации.

 

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей, и в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники чья ширь и даль светла

И позабытый вновь встает рассвет, и кто-то в травы падает сраженный.

И город, артиллерией сожженный, от дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней, намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

кто помнит, тот беспамятных сильней.

Н. Грибачев

 

 

_____________________________________________________

Достоевский «Бесы» В чем состояло наше смутное и от чего к чему был у нас переход – я не знаю, да и никто, я думаю, не знает... А между тем дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до тех пор благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать: а иные так социопсихологический закон: если идея овладевает двадцатью процентами популяции, остановить ее уже невозможно. Поэтому важно не распылять силы на массовость и работу с безнадежными, а бить в ту точку, где концентрирована молодежь может быть и растерявшаяся, но здоровая. Так победим.

Hosted by uCoz