Книжно-иллюстративная выставка к 80-летию образования Московской области «Жемчужины Подмосковья. Путешествие в мир усадьбы».



Я, жадно приникая взглядом,

Осколки прошлого ловлю.

Оно здесь где-то рядом, рядом,

Откройся, не таясь, молю!

Оно играет и трепещет

На стеклах, плитках и листве,

На каждом камне, каждой вещи

В замшелом, тихом полусне.

И руки бледные протянет,

Маня в неясный полусвет.

Потом рассыплется, обманет

Тревожный дым минувших лет.




           

В отделе литературы по искусству представлена книжная выставка, посвященная судьбам российских загородных поместий Подмосковья. Выставка объединяет книги и журнальные статьи с подробным описанием отдельных усадеб или беглым обзором усадеб целых уездов Московской области и проиллюстрирована репродукциями картин русских художников.

К вечеру, когда ложатся косые тени, когда отчетливо выступают объемы зданий и древесных крон, когда все стихает и по реке далеко разносятся деревенские звуки, - в эту пору дня, чуть овеянную мечтательной грустью, особенно красиво и душевно-созвучно то, что представляют слова «русская усадьба».


Сокровища Подмосковья. Сергиев Посад. Истра. Звенигород. Дмитров. Егорьевск. Раменское. Зарайск. Серпухов. Мураново. Коломна. Мелихово. Вяземы. Захарово. Клин. Шахматово: [альбом]/ Вступ.ст. Е. Куценко. – М.:Мелихово, 2006. – 239 с.:ил.

Уникальное издание, которое рассказывает о сокровищах, хранящихся в музеях Подмосковья. Это шедевры древнерусского искусства и мировой живописи, произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства, предметы быта, редчайшие книжные издания, археологические и документальные свидетельства истории . Это своеобразная летопись Подмосковной земли, её истории и богатства, которые создавались на протяжении столетий нашими предками.
Харит, М. Новый век российской усадьбы: популяр. энциклопедия архитектуры. – М.: Астрель, АСТ, 2001.- 256 с.: ил.

Михаил Харит – один из наиболее интересных современных российских архитекторов, профессиональный строитель. Именно он ввел в России моду на стиль «архитектурной археологии» - стиль воссоздания в современных домах старинных исторических интерьеров. В книге автор щедро делится накопленным уникальным опытом, рассуждает о российских особенностях строительства. Эта книга для тех, кто серьезно относится к понятию «дом», кто воспринимает его как свое родовое гнездо, где будут счастливо расти не только дети , но и дети внуков.
Музеи Усадьбы: [альбом] / Сост. Е.В. Куценко. – М.: Московия, 2007. – 159 с.: ил. – (Жемчужины Подмосковья).

Вниманию читателей предлагается альбом, посвященный восьми усадьбам, расположенным в Подмосковье – Большие Вязёмы, Захарово, Даровое, Лопасня-Зачатьевское, Мелихово, Мураново, Шахматово, Тараканово. Былое этих усадебных комплексов связано с историей княжеских вотчинных владений, и с периодом бурного усадебного строительства и расцвета в XVIII – середине XIX веков, и с временем перехода их во владение буржуазной, купеческой, интеллигентской среде и превращением в загородные дачные места на рубеже XIX – XX вв. Новейшая история этих усадеб связана с размещенными в них музеями. Как и прежде они остаются культурным феноменом, влияющим на духовное развитие народа.
Молева, Н. Подмосковные усадьбы и дачи. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2007 . – 368 с.: ил. – (Народный путеводитель).

Эта книга во многом необычна. Уголки Подмосковья, о которых ведется рассказ, впервые становятся предметом знакомства любителей родной истории. За редким исключением они вообще не служили темой публикаций. Сейчас они раскрывают перед читателем не только собственное прошлое, но интереснейшие страницы жизни наших предшественников, событий оживают подлинностью разысканных в архивах подробностях. Книга написана редким по чистоте и выразительности языком в жанре небольших и почти детективных по построению сюжета новелл.
Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура: очерки/ под ред. М.В.Нащокиной. – М.: Жираф, 2000.- 384 с.: ил. – (Три века русского искусства).

Дворянские гнезда России… Этих слов достаточно, чтобы с легкостью вызвать в воображении у наших современников множество образов, знакомых с детства - художественных и литературных. Давно ушедшая, но ощутимо своя, родная жизнь. Размышляя о судьбе русской усадьбы, по иному видишь её судьбу во времени. Десятки тысяч усадебных архитектурных ансамблей и комплексов были несомненными посланцами культуры. В сборник вошло более тридцати очерков об усадьбах России, и половина из них о подмосковных. Завершает книгу особый и по своему уникальный раздел « Усадебные мемуары», в который вошли архивные материалы и никогда не публиковавшиеся воспоминания, сохранившиеся в частных собраниях.
Мир русской усадьбы: каталог / авт.-сост. В.Ракина. – М.: Авангард, 1995. – 144 с.

Каталог посвящен выставке «Мир русской усадьбы», проходившей в Московском Центральном доме художника, посвящённой 75-летию открытия крупнейших российских музеев-усадеб. Целью экспозиции стала задача воплощения образа мифа об усадьбе. Образ интерьера должен был представлять «обычную» усадьбу времен золотого века, то есть рубежа XVIII-XIX столетий. Авторы попытались создать образы типичных усадебных интерьеров эпохи – «мужской кабинет», «гостиная», «женский кабинет», «театр», «портретная», «столовая», «спальня», которые стали названиями глав этой книги. Экспозицию составили уникальные экспонаты подмосковных усадеб - Архангельского, Кускова, Останкина.
Остафьево / авт.текста и сост. Н.К. Квятковская.- М.:Сов. Россия, 1990. – 259 с.: ил.

Среди подмосковных усадеб Остафьево занимает особое место. На протяжении XIX века оно было тесно связано с литературной и художественной жизнью Москвы, являлось местом встреч нескольких поколений литераторов: И.И.Дмитриева, В.А.Жуковского, Н.М. Карамзина, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского, Н.В. Гоголя. Многие годы усадьба принадлежала четырем поколениям семьи князей Вяземских. Традиции «литературного гнезда», многочисленные реликвии, рукописи и документы, пожизненные издания великих поэтов, редкие произведения искусства передавались из поколения в поколение. Остафьево стало одним из первых музеев, открывшие свои двери широкой публике ещё в конце XIX века. При подготовке альбома автор использовал выдержки из воспоминаний, писем, дневников. Собранные воедино, они воссоздают картину жизни подмосковной усадьбы в яркий период истории русской литературы и культуры.
Русская усадьбы: сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21)/ науч. ред. и сост. Л.В. Иванова. – М.: Жираф, 1999.- 384 с.: ил.

Вторая половина XIX – нач. XX вв. – период сложный и противоречивый в истории дворянской усадьбы как загородной, так и городской. Позади осталось время наивысшего расцвета усадебной культуры. Жизнь в усадьбе приобрела более камерный, интимный характер, замыкаясь в кругу семьи и близких друзей. Течение жизни городской усадьбы не могло не отличаться от распорядка жизни в загородной. Сборник посвящен проблеме взаимосвязи города и усадьбы на примере Москвы и подмосковных.
Архитектура русской усадьбы / И.А.Бондаренко, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.Ф. Гуляницкий, Е.И. Кириченко, М.Б. Михайлова, И.Н. Слюнькова, О.П. Щенкова; под ред. Н.Ф. Гуляницкого. – М.: Наука, 1998. – 334 с.: 119 ил.

Русская усадьба – факт реальной культуры и вместе с тем некий этически и эстетически совершенный образ частной жизни, в которой человек, природа и искусство слиты воедино. Двойственная, материальная и идеальная сущность усадьбы постоянно попадает в поле зрения исследователей. В основе данной книги лежит попытка проследить эволюцию представлений об усадьбе – доме и усадьбе как поселении. Многие приведенные в издании памятники впервые введены в научный оборот и открыты благодаря работе с архивными, редкими письменными и графическими источниками.
Памятники архитектуры Московской области: каталог в 2-х тт. / под ред. Е.Н. Подъяпольской. – М.: Искусство, 1975.

Каталог содержит описания всех охраняемых государством архитектурных сооружений Московской области, краткая характеристика каждого памятника с указанием даты его сооружения, авторства, архитектурно-художественных особенностей, сопровождается фотографиями и планами. Книга одно из первых справочных изданий такого характера, имеет библиографическую ценность.
Музей-заповедник «Абрамцево»: очерк-путеводитель/ О.И. Арзуманова, А.Г. Кузнецова, Т.Н. Макарова, В.А. Невский. – М.: Изобраз. искусство, 1988. – 256с.: ил.

Абрамцево занимает значительное место в истории русской культуры. На протяжении XIX века она была тесно связана с художественной жизнью России. Здесь жили и работали талантливые писатели и художники. В разные годы усадьба принадлежала Сергею Тимофеевичу Аксакову, Савве Ивановичу Мамонтову. Именно при нем сложился «Абрамцевский (мамонтовский) художественный кружок », в который входили В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов. Духом творчества проникнуты все постройки в усадьбе – мастерская, баня, церковь, «Избушка на курьих ножках». Книга знакомит с историей Абрамцева начиная с XVI в.
Кусково и Останкино / авт.-сост. Е.Н. Грицак. – М.: Вече, 2004. – 208 с.: ил. – (Памятники всемирного наследия).

Уникальное архитектурно-художественное наследие Подмосковья – явление типичное для русской культуры. После переноса столицы в Санкт-Петербург Москва продолжала оставаться культурным центром. Древняя столица сберегла свою самобытность, выражавшуюся в особом жизненном укладе, в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве. Настоящее издание предлагает читателю погрузиться в чарующий мир «увеселительных домов» конца XVIII в., к которым относились загородные резиденции графов Шереметевых, познакомиться с владельцами двух подмосковных усадеб, проследить этапы развития архитектурных ансамблей и превращения их в уникальные музейные комплексы.
Баранова, О. Кусково/ О.Баранова, фото М. Кудрявцева, В. Почаева. – М.: Моск. рабочий, 1982. – [60 с.]

Кусково – старинная подмосковная загородная усадьба, превращенная во второй половине XVIII своим владельцем графом Петром Борисовичем Шереметевым в «летний загородный увеселительный дом». Отдавая дань моде и новым формам быта, хозяин устраивает здесь торжественные приемы, пышные ассамблеи и многолюдные праздники. Каждый, кто ступает на горбатый мостик, ведущий в усадьбу, неизменно испытывает ощущение гармонии, красоты и простора. Время, словно зачарованное красотой, остановило здесь свой стремительный бег. Замечательный архитектурно-парковый ансамбль, созданный сотнями крепостных и наемных мастеров - архитекторов, декораторов, каменщиков, плотников, лепщиков, резчиков, вновь и вновь продолжает восхищать гостей усадьбы.
Булавина, Л.И. Архангельское/ Л. Булавина, В.Рапопорт, Н. Унанянц . – М.: Моск.рабочий, 1981. – 167 с.: ил.

Еще одна подмосковная усадьба – Архангельское – занимает одно из первых мест среди подмосковных архитектурных ансамблей. Уже в начале XIX века, когда владельцем усадьбы стал богатейший вельможа и меценат князь Н.Б. Юсупов, Архангельское превратилось в хранилище огромных художественных ценностей. Великолепный дворец, редкий по красоте парк, театр с декорациями П.Г. Гонзага, картинная галерея, насчитывавшая более 500 картин, коллекции фарфора, скульптуры, мебели – все это поражало воображение современников. Проходят годы, десятилетия, а Архангельское продолжает неизменно манить к себе.
Рапопорт, В.Л. Парк в Архангельском: альбом-путеводитель. – М.: Реклама, 1971. – 48 с.:ил.

Сегодня трудно себе представить, что на месте пышного дворцово-паркового ансамбля, который по словам Н.М. Карамзина, «вкусом и великолепием садов своих может удивить самого британского лорда», был когда-то совершенно иной, «французский» сад, куда более скромный. Архангельское, как и большинство подмосковных дворцово-парковых ансамблей создавалось на протяжении многих десятков лет, и несмотря на это поражает нас художественной цельностью, кажется построенным сразу, по единому замыслу. Органичное слияние старого и нового, почти полное отсутствие диссонансов в облике усадьбы – результат высокого уровня культуры России того времени. Здесь, по словам А.И. Герцена, «человек встретился с природой под другими условиями, нежели обыкновенно. Он потребовал от неё одной перемены декораций для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить её…»
Сергеев, И.Н. Царицыно. Подмосковье. – М.: Голос-Пресс,2006 . – 696 с.:ил.

Автор – подполковник в отставке – много лет занимается краеведением. Данная книга – своеобразный путеводитель по Царицыну, рассказ о достопримечательностях, его истории. В 1775 году Екатерина II купив усадьбу у князя Сергея Кантемира, получила зодчему Баженову построить в Царицыне дворцы. В книге рассказывается о драматической судьбе Баженова, архитекторе М.Ф. Казакове, других русских зодчих. С Царицыном связаны имена многих деятелей русской культуры. Здесь бывали Г.Державин, А. Кантемир, И. Тургенев, Л. Андреев, И. Бунин, Ф. Шаляпин, многие другие. Автор ссылается на рассказы старожилов, приводит многочисленные архивные документы.
Минеева, К.И. Царицыно: дворцово-парковый ансамбль/ К.И. Минеева; фото Ю.В. Артамонова. – М.: Искусство, 1988. – 134 с.: ил.

Перед нами Царицыно… Неоглядная широта панорам, сказочная архитектура, разросшийся парк. Ансамбль и сегодня поражает нас величием архитектурно-планировочного замысла, необычностью дворцового комплекса, красочностью декоративного убранства, единством природы и искусства. В градостроительных принципах композиции Царицына нашли воплощение идеи Баженова о целостности планировочной системы города как единого организма. Оценка художественных достоинств этого уникального ансамбля невозможна без рассмотрения его в тесной взаимосвязи всех компонентов архитектурно-планировочной композиции. Этому посвящен данный альбом.
Дубровицы. Знатное село. – Подольск, [ б.г.]. – 4 с.

Старинная вотчина боярина И.В. Морозова на реке Пахре, впоследствии перешедшая в собственность князей Голицыных. Планировка, разбивка парка и сооружение каменного жилого комплекса усадьбы относятся к середине XVIII века. Планировка ансамбля представляет наиболее ранний из известных примеров диагонального размещения флигелей по отношению к усадебному дому. В XIX веке усадьба дополнилась постройками интересного по форме конного двора с воротами в готическом стиле. Подлинной жемчужиной ансамбля является исключительная по своей архитектуре Знаменская церковь, в которой впервые с такой полнотой и последовательностью воплотились черты зрелого западноевропейского барокко.
Караск, О. Усадьба Марфино // Наше наследие. – 2000. – N 53. - С.28-39.

В сорока километрах от Москвы на пути в Дмитров расположена одна из стариннейших усадеб Подмосковья. История марфинского поместья охватывает четыре столетия и связана с именами выдающихся людей России – крупными государственными деятелями и представителями русской культуры. За свою долгую историю Марфино не раз меняло владельцев, чьи знатность и богатство позволяли каждый раз полностью обновлять образ усадебного ансамбля, не забывая о бережном отношении к наследию своих предшественников. Вкусы и возможности владельцев, стилевые направления эпох отразились на облике усадьбы и создали в Марфине многослойный и гармоничный ансамбль.
Коломенское: путеводитель. – М.: Моск., рабочий, 1981. – 144 с.: ил.

Расположенное на высоком берегу Москвы-реки, старинная вотчина московских князей, потом и царей, Коломенское тесно связано с историей русского государства. Это наложило особый отпечаток на весь облик архитектурного ансамбля. «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском… Древнее время России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес…Это была таинственная тишина, гармония красоты законченных форм… Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный» - так писал великий французский композитор 19 века Гектор Берлиоз о своем посещении Коломенского.


Выставку подготовили: Людмила Насташевская, Маргарита Шидловская, Наталья Цыпнятова, Павел Рождественский.

Hosted by uCoz